ЛЕСКО́В
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕСКО́В Николай Семёнович [4(16).2.1831, сельцо Горохово Орловской губ. – 21.2(5.3).1895, С.-Петербург], рус. писатель, публицист, лит. критик. Отец Л. – заседатель Орловской уголовной палаты, мать – потомств. дворянка. Детство Л. прошло в Орле и в Орловской губ.; впечатления этих лет и рассказы бабушки об Орле и его жителях отразились во многих произведениях Л. В 1847–49 Л. служил в Орловской палате уголовного суда; в 1850–57 занимал разл. должности в Киевской казённой палате. В мае 1857 поступил в хозяйств.-коммерч. компанию, которую возглавлял англичанин А. Я. Шкотт, муж тётки Л. С 1860 начал сотрудничать в петерб. газетах, публикуя статьи либеральной направленности о злоупотреблениях и обществ. пороках в совр. России. В 1861 переехал в С.-Петербург. Приход Л. в литературу из среды, далёкой от проф. писательского сообщества, а также впечатления провинц. быта, чуждого столичному жизненному укладу, во многом определили своеобразие его обществ. и лит. позиции.
В 1862 Л. напечатал первые худож. произведения: рассказы «Погасшее дело» (в переработанной редакции – «Засуха»), «Разбойник» и «В тарантасе» – очерки из нар. жизни, рисующие представления и поступки простых людей, странные и противоестественные с точки зрения образованного читателя. В первых рассказах Л. уже присутствуют черты, характерные и для более поздних его произведений: документализм (рассказываемые истории представлены как реально случившиеся события), объективность повествования (отсутствие прямых авторских нравственных оценок). Черты документального очерка, жанра т. н. разночинно-демократич. лит-ры 1860-х гг., в произведениях Л. выполняют двойственную функцию: либо свидетельствуют о подлинности описываемых событий, либо служат приёмами лит. игры и мистификации.
С 1862 Л. – постоянный сотрудник либеральной газ. «Северная пчела»: в своей публицистике выступал приверженцем постепенных, эволюц. перемен, критикуя революц. идеи литераторов ж. «Современник» и считая вредными для общества антиправительств. настроения радикально-демократич. интеллигенции. Л. были чужды социалистич. идеи имущественного равенства: стремление к насильственным изменениям социального и политич. строя представлялось ему столь же опасным, как и ограничение свободы правительством. 30.5.1862 в газ. «Северная пчела» Л. выступил с заметкой, в которой потребовал от правительства открыто подтвердить или опровергнуть слухи о причастности студентов к пожару в С.-Петербурге. Демократич. и либеральная интеллигенция превратно восприняла статью как донос, содержащий утверждение об организации поджогов радикально настроенными студентами. На репутацию Л. легло клеймо политич. провокатора, поддерживающего власть в борьбе против свободолюбия и свободомыслия.
В антинигилистическом романе «Некуда» (опубл. в 1864 под псевд. М. Стебницкий) Л. противопоставил честных, но заблуждающихся нигилистов властолюбивым и безнравственным идеологам и «вождям» революц. движения; в психологич. портретах лидеров нигилистич. кружков подчёркнуты патологич. кровожадность, самовлюблённость, трусость. Осн. персонажи романа имели легкоузнаваемые прототипы: в образах Белоярцева и Завулонова запечатлены писатели радикально-демократич. направления В. А. Слепцов и А. И. Левитов, Василий Райнер наделён чертами революционера Артура Бенни, уроженца Польши, и др. Выражающий авторскую точку зрения сторонник постепенных преобразований доктор Розанов напоминает самого Л. Роман вызвал скандал в радикально-демократич. кругах; ходили ложные слухи, что Л. исполнил прямой заказ полицейского управления (на что намекал в своих статьях, напр., Д. И. Писарев). Перед Л. закрылись страницы большинства журналов.
Отвечая на выпады радикально-демократич. и либеральной прессы, Л. во 2-й редакции очерков «Русское общество в Париже» (1867) выразил мысль о родстве воинственных консерваторов и безоглядных революционеров: и те и другие не чувствуют глубинных основ рус. жизни, готовые во имя своих идей переступить через любые нравственные нормы. Л. иронически отзывался о демократич. литераторах (Н. В. Успенском, А. И. Левитове, П. И. Якушкине) и обвинял их в незнании нар. жизни и непонимании простого человека. Противоречивость нар. души, сочетание в характере рус. человека доброты и зла, праведности и греховности, непостижимость поведения простого человека с точки зрения разума были осн. темами творчества Л. на протяжении всей жизни.
В романах «Обойдённые» (1865) и «Островитяне» (1866) одной из центральных является тема иск-ва и предназначения художника, позднее развитая также в незавершённом романе-иносказании «Чёртовы куклы» (1890). Второй антинигилистич. роман Л. «На ножах» (1870–1871) имеет авантюрно-криминальный сюжет: бывшие революционеры становятся полицейскими агентами и чиновниками, ради денег хитроумно обманывая друг друга; нигилизм трактован как беспринципность, ставшая жизненной философией.
В 1865 Л. издал рассказ «Леди Макбет Мценского уезда» (опера «Катерина Измайлова», муз. Д. Д. Шостаковича, 1934; экранизация 1962, реж. А. Вайда; экранизация 1989, реж. Р. Г. Балаян; фильм по мотивам рассказа «Подмосковные вечера», реж. В. П. Тодоровский, 1994), основанный на реальной истории, о которой Л. узнал ещё в детстве. Лит. славу ему принёс роман «Соборяне» (1872) из жизни духовенства провинциального г. Старгород, некоторыми деталями напоминающего Орёл. В жанровом отношении это произведение близко хронике, где отсутствует единая сюжетная линия (впервые к хроникальному способу повествования Л. обратился в 1869: роман «Старые годы в селе Плодомасове», из замысла которого отчасти вырос роман «Соборяне»). Роман, в котором сплетены воедино трагич., драматич. и комич. эпизоды, построен на противопоставлении сильных характеров старого времени (свящ. Савелий Туберозов) измельчавшим людям нового поколения. Кончина протопопа Савелия, смерть диакона Ахиллы и второго старгородского свящ. Захарии Бенефактова отмечают символич. рубеж – умирание старой Руси. Своеобычная старина, олицетворяемая кн. Варварой Никаноровной Протозановой, противопоставлена измельчавшим новым временам и в хронике Л. «Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых. (Из записок княжны В. Д. П.)» (1874, не завершена; инсценировка С. В. Женовача, 2006), которую сам Л. считал своим лучшим произведением.
В 1872–73 Л. работал над повестью «Очарованный странник» (опубл. в 1873 под назв. «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ»), в которой использованы мотивы житий святых, нар. былинного эпоса, авантюрных романов. Л. развил в ней своё представление о сложности нар. характера: гл. герой, сочетающий детскую наивность, естественную доброту с ограниченностью и даже с жестокостью, проходит путь от греха к покаянию и искуплению; при этом он является ещё и осн. повествователем, что позволяет Л. изнутри раскрыть его отношение к жизни, непохожее на мировосприятие образованного человека.
Жизнь артели старообрядцев-каменщиков – в центре повести «Запечатлённый ангел» (1873). Как и в «Очарованном страннике», повествование ведётся от лица персонажа из народа. В повести переосмыслен мотив чуда, характерный для др.-рус. сказаний об иконах: чудесных явлений здесь нет, но все события в жизни старообрядч. артели имеют, в глазах повествователя, таинственный смысл, так что подлинным чудом оказывается воссоединение старообрядцев с офиц. православной церковью, куда их ведут сам Бог и икона ангела.
Любовь Л. к неожиданным сюжетным решениям проявилась в 1870–80-е гг. в рассказах и повестях, построенных по принципу анекдота. Рассказ «Железная воля» (1876) – трагикомич. история немца Гуго Пекторалиса, поселившегося в России; конфликт немецкого и русского характеров – в основе рассказа «Колыванский муж» (1888). Поэтика анекдота характерна также для рассказов «Штопальщик» [1882, первоначальное назв. «Московский козырь (Маленький жанр)»], «Дух госпожи Жанлис» (1881), «Путешествие с нигилистом» [1882, первоначальное назв. «Рождественская ночь в вагоне (Путешествие с нигилистом)»] и др. Позднее эти произведения включены автором в сб. «Святочные рассказы» (1886). Среди др. рассказов Л.: «Тупейный художник» (1883), трагич. история любви крепостных гр. Каменского – парикмахера Аркадия и актрисы Любови Анисимовны; «Человек на часах» (1887), в котором парадоксальное развитие событий указывает на абсурдность обществ. установлений в годы правления имп. Николая I. Социально-политич. сатира, документальность и интерес к неожиданным, в т. ч. и анекдотическим, историям характерны для очерков Л. «Мелочи архиерейской жизни (Картинки с натуры)» (1878–79, 2-е изд., переработаны в 1880) и мемуарного сочинения о прошлом Киева «Печерские антики (Отрывки из юношеских воспоминаний)» (1883), посвящённого киевским чудакам и оригиналам («антикам»). В святочных рассказах Л. изображает неожиданное перерождение жестокосердного или эгоистичного грешника: «Привидение в Инженерном замке» (1882), «Зверь» (1883).
В рассказах кон. 1870-х – 1880-х гг. Л. также создал галерею персонажей-праведников, которые воплощают лучшие черты рус. нар. характера и одновременно выделены как натуры исключительные: квартальный Рыжов, отвергающий взятки и живущий на нищенское жалованье («Однодум», 1879); орловский мещанин молочник Голован («Несмертельный Голован», 1880) – спаситель и утешитель страждущих. Сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, нравственная двойственность персонажей – черты творчества Л., в полной мере свойственные и одному из самых известных его произведений – сказу «Левша» (1881, первоначальное назв. «Сказание о тульском косом левше и о стальной блохе»), в гл. герое которого бескорыстие и неподкупность соединены с забитостью, ощущением собств. незначительности. Позднее «Левша» и «Очарованный странник» вошли в цикл лесковских рассказов о праведниках.
В сер. 1880-х гг. Л. сблизился с Л. Н. Толстым, разделяя мн. идеи его учения: самосовершенствование личности как основа новой веры, противопоставление истинной веры православию, отвержение существующих социальных порядков. Поздний Л. крайне резко отзывался о православной церкви, подвергал резкой критике совр. обществ. институты. В февр. 1883 Л. уволен из Учёного к-та Мин-ва нар. просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, в котором служил с 1874. Его сочинения с трудом проходили через цензуру. В поздних произведениях Л. на первый план выступает критика обществ. норм и ценностей: рассказ «Зимний день» (1894), повесть «Заячий ремиз» (1894, опубл. в 1917).
Творчество Л. представляет собой сплав разл. стилевых и жанровых традиций: очерка, бытового и лит. анекдота, мемуарной лит-ры, низовой лубочной словесности, церковной книжности, романтич. поэмы и повести, авантюрного и нравоописательного романа. Стилевые открытия Л., его нарочито неправильное, «ощутимое» слово, доведённая им до виртуозности техника сказа предвосхитили мн. опыты в лит-ре 20 в.: творчество А. М. Ремизова, Е. И. Замятина, отчасти орнаментальную прозу Б. А. Пильняка, И. Э. Бабеля, раннего Л. М. Леонова, поэтику анекдота и принцип хроникального повествования в романах Ильфа и Петрова, комич. сказ М. М. Зощенко и др.