Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУ́МА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 404

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Я. Барабаш, Е. М. Фраёнова

ДУ́МА, ли­ро-эпич. жанр укр. сло­вес­но-­муз. фольк­ло­ра. Ге­не­ти­че­ски вос­хо­дит к при­чи­та­ни­ям, бы­ли­не, дру­жин­но­му ска­за­нию; ис­то­рич. ос­но­ва сбли­жа­ет Д. с ис­то­ри­че­ской пес­ней. Струк­тур­ные осо­бен­но­сти Д. – ас­т­ро­фич­ность, де­ле­ние на ин­то­на­ци­он­но-смы­сло­вые пе­рио­ды, ус­той­чи­вая 3-ча­ст­ная ком­по­зи­ция (за­чин, по­ве­ст­во­ват. яд­ро, об­ра­ще­ние к слу­ша­те­лям), ис­поль­зо­ва­ние сво­бод­но­го сти­ха с не­рав­ным ко­ли­че­ст­вом сло­гов (от 4 до 30). Из­вест­но ок. 50 сю­же­тов (бо­лее чем в 300 ва­ри­ан­тах) пре­им. ге­рои­ко-­пат­рио­тич., а так­же со­ци­аль­но-бы­то­во­го со­дер­жа­ния. Тер­мин «Д.» впер­вые за­фик­си­ро­ван в 16 в.; наи­бо­лее ран­ний из­вест­ный об­ра­зец Д. – «Ко­зак Го­ло­та» (1684). В Д. от­ра­зи­лись дра­ма­тич. со­бы­тия укр. ис­то­рии: та­тар­ско-ту­рец­кая и поль­ская экс­пан­сия, со­слов­ные и ре­лиг. кон­флик­ты, нац.-ос­во­бо­дит. вой­на под пред­во­ди­тель­ст­вом Б. М. Хмель­ниц­ко­го, воз­ник­но­ве­ние и упа­док ка­зац­кой го­су­дар­ст­вен­но­сти. Не­ко­то­рые об­раз­цы Д. от­ра­зи­ли чер­ты нар. бы­та и тра­диц. се­мей­но­го ук­ла­да.

Ме­ло­ди­ка им­про­ви­за­ци­он­ная, с ин­то­на­ция­ми пла­ча; со­дер­жа­щий­ся в за­чи­не («за­плач­ке») ме­ло­дич. обо­рот варь­и­ру­ет­ся в по­сле­дую­щих по­строе­ни­ях. Ха­рак­тер­ный лад – до­рий­ский с по­вы­шен­ной IV сту­пе­нью. Тра­диц. ис­пол­не­ние – ре­чи­та­тив­ное (ре­же ме­ло­ди­че­ское) соль­ное пе­ние в со­про­во­ж­де­нии бан­ду­ры (коб­зы) или ко­лёс­ной ли­ры. В 18 – нач. 20 вв. Д. бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в твор­че­ст­ве проф. му­зы­кан­тов-ска­зи­те­лей, сре­ди са­мых зна­ме­ни­тых – бан­ду­ри­сты (коб­за­ри) О. Ве­ре­сай, М. Крав­чен­ко, Е. Мов­чан.

По­эти­ка Д. по­влия­ла на твор­че­ст­во К. Ф. Ры­лее­ва, Н. В. Го­го­ля, Т. Г. Шев­чен­ко, Е. П. Гре­бён­ки и др. Сре­ди со­бира­те­лей и ис­сле­до­ва­те­лей Д. – Н. А. Цер­те­лев, М. А. Мак­си­мо­вич, Н. И. Кос­то­ма­ров, М. П. Дра­го­ма­нов, В. Б. Ан­то­но­вич, И. Я. Фран­ко, П. Г. Ты­чи­на, М. Ф. Рыль­ский, Н. В. Лы­сен­ко, Ф. М. Ко­лес­са и др.

Лит.: Жи­тец­кий П. И. Мыс­ли о на­род­ных ма­ло­рус­ских ду­мах. К., 1893; Ли­сен­ко М. Ха­рак­те­ри­сти­ка му­зич­ных осо­бли­во­стей ук­ра­їн­ских дум i пi­сень, у виконаннi коб­за­ря Ве­рэ­сая. Київ, 1955; Кир­дан Б. П. Ук­ра­ин­ские на­род­ные ду­мы. М., 1962; Ко­лес­са Ф. М. Мелодiї українських на­род­ных дум. Київ, 1969; Ук­ра­ин­ские на­род­ные ду­мы. М., 1972; Лав­ров Ф. И. Кобзарi. Київ, 1980.

Вернуться к началу