ДУ́МА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУ́МА, лиро-эпич. жанр укр. словесно-муз. фольклора. Генетически восходит к причитаниям, былине, дружинному сказанию; историч. основа сближает Д. с исторической песней. Структурные особенности Д. – астрофичность, деление на интонационно-смысловые периоды, устойчивая 3-частная композиция (зачин, повествоват. ядро, обращение к слушателям), использование свободного стиха с неравным количеством слогов (от 4 до 30). Известно ок. 50 сюжетов (более чем в 300 вариантах) преим. героико-патриотич., а также социально-бытового содержания. Термин «Д.» впервые зафиксирован в 16 в.; наиболее ранний известный образец Д. – «Козак Голота» (1684). В Д. отразились драматич. события укр. истории: татарско-турецкая и польская экспансия, сословные и религ. конфликты, нац.-освободит. война под предводительством Б. М. Хмельницкого, возникновение и упадок казацкой государственности. Некоторые образцы Д. отразили черты нар. быта и традиц. семейного уклада.
Мелодика импровизационная, с интонациями плача; содержащийся в зачине («заплачке») мелодич. оборот варьируется в последующих построениях. Характерный лад – дорийский с повышенной IV ступенью. Традиц. исполнение – речитативное (реже мелодическое) сольное пение в сопровождении бандуры (кобзы) или колёсной лиры. В 18 – нач. 20 вв. Д. были широко распространены в творчестве проф. музыкантов-сказителей, среди самых знаменитых – бандуристы (кобзари) О. Вересай, М. Кравченко, Е. Мовчан.
Поэтика Д. повлияла на творчество К. Ф. Рылеева, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, Е. П. Гребёнки и др. Среди собирателей и исследователей Д. – Н. А. Цертелев, М. А. Максимович, Н. И. Костомаров, М. П. Драгоманов, В. Б. Антонович, И. Я. Франко, П. Г. Тычина, М. Ф. Рыльский, Н. В. Лысенко, Ф. М. Колесса и др.