ЛЫ́СЕНКО НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЫ́СЕНКО Николай Витальевич [10(22).3.1842, с. Гриньки Кременчугского у. Полтавской губ. (ныне Глобинского р-на Полтавской обл.) – 24.10(6.11).1912, Киев], укр. композитор, пианист, дирижёр, хормейстер, фольклорист, обществ. деятель. Из семьи помещика. В 1865 окончил естеств. ф-т Киевского ун-та. В 1867–1869 учился в Лейпцигской консерватории (по композиции у Э. Ф. Рихтера и В. Р. Папперитца, по фортепиано у Э. Венцеля и К. Рейнеке), в 1874–76 – в С.-Петербургской (класс инструментовки Н. А. Римского-Корсакова). В 1869–74 жил в Киеве, выступал в концертах Киевского отделения ИРМО как пианист и дирижёр, был членом его дирекции. Как пианист выступал также в С.-Петербурге, Москве, за рубежом. В 1873 записал репертуар кобзаря О. Вересая, организовал его выступления в Киеве (1874) и С.-Петербурге (1875); создал в С.-Петербурге укр. хор (1874–76). В Киеве (жил здесь с 1876) основал Муз.-драматич. школу (1904; с 1918 Муз.-драматич. ин-т имени Н. В. Лысенко), в которой впервые было введено преподавание игры на бандуре, и муз. об-во «Боян» (1905). Осуществлял поездки с хором (1893, 1897, 1899, 1902) по городам Украины, способствуя развитию любительского хорового пения. Записывал, изучал и обрабатывал нар. песни – гл. обр. украинские, а также юж.-слав. народов.
Основоположник укр. композиторской школы. Эстетич. воззрения сформировались под влиянием поэзии Т. Г. Шевченко, музыки композиторов «Могучей кучки». Основа муз. стиля – соединение романтич. традиций с нац. фольклором. Л. – автор 10 опер, среди которых наиболее известна «Наталка Полтавка» (либр. И. П. Котляревского, 1889, Одесса); самое монументальное произведение – опера «Тарас Бульба» (по Н. В. Гоголю, 1890, поставлена в 1924 в Харькове). Создал много произведений на тексты Шевченко: для солистов, хора и оркестра (или фп.) – «Заповiт» («Завещание», 1868), «Бьют пороги» (1878), «Иван Гус» (1881), «Радуйся, нива неполитая» (1883), «На вечную память Котляревскому» (1895); 7 серий вокальных и хоровых произведений «Музыка к "Кобзарю"» (всего св. 80; 1868–1901). Среди др. сочинений: оркестровая, камерно-инструментальная, фп. музыка на укр. темы; кантата «К 50-летию смерти Шевченко» (cлова В. И. Самойленко, 1911); вокальные произведения на слова И. Франко, Леси Украинки, М. П. Старицкого, А. Олеся, А. Мицкевича. Важное место в укр. музыке занимают его обработки нац. фольклора: для голоса с фп. (1868–1911), для хора (1886–1903) и др.
Имя Л. присвоено Харьковскому театру оперы и балета, Львовской консерватории.
Его сын Остап Николаевич Лысенко [1(13).7.1885, Киев – 1.10.1968, там же], укр. музыковед. В 1930 окончил Муз.-драматич. ин-т имени Н. В. Лысенко. Преподавал в Львовской (1945–51) и Киевской (1951–68, с 1967 доцент) консерваториях. Автор книг, статей, составитель сб-ка статей «М. В. Лисенко у спогадах сучасникiв» (1968) и др.