РЫ́ЛЬСКИЙ МАКСИМ ФАДДЕЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЫ́ЛЬСКИЙ (Рильський) Максим Фаддеевич [7(19).3.1895, Киев – 24.7.1964, там же], укр. поэт, обществ. деятель, акад. АН УССР (1943), АН СССР (1958). Депутат ВС СССР (с 1946). Родился в семье этнографа. Учился на мед. ф-те Киевского ун-та Св. Владимира (1915–1918), затем на историко-филологич. ф-те Народного ун-та в Киеве (не окончил); работал учителем (1919–29). Печатался с 1907; в 1910 вышел первый поэтич. сб. «На белых островах» («На бiлих островах», 1910) подражательного характера в духе модернистской поэзии. Начало зрелого творчества – поэтич. сб. «Под осенними звёздами» («Пiд осiннiми зорями», 1918; 2-е изд. – 1926). В 1920-е гг. входил в Объединение укр. писателей-модернистов («неоклассиков»), отмежевавшихся от пролетарской культуры и подвергавшихся преследованиям за отрешённость от социальной тематики: сб-ки «Синяя даль» («Синя далечiнь», 1922), «Сквозь бурю и снег» («Крiзь бурю i снiг», 1925), «Звук и отзвук» («Гомiн i вiдгомiн», 1929) и др. В 1931 арестован, провёл в заключении около года. В дальнейшем творчестве демонстрировал приятие сов. действительности; помимо произведений, в центре которых – темы строительства социализма, сов. патриотизма и дружбы народов, обращался к философской, пейзажной, интимной лирике: сб-ки «Знак весов» («Знак терезiв», 1932), «Лето» («Лiто», 1936), «Сбор винограда» («Збiр винограду», 1940), «Розы и виноград» (1957), «Далёкие небосклоны» («Далекi небосхили», 1959), «Зимние записи» («Зимовi записи», 1964) и др. Проявил себя как мастер твёрдых форм – сонета, терцины, октавы, стансов. Автор историч. повести в стихах «Марина» (1933), лирико-эпич. поэм, публицистики (кн. «Вечерние беседы», 1962, 1964; и др.), переводов (в т. ч. поэмы А. Мицкевича «Пан Тадеуш», 1927); работ по литературоведению и фольклористике. В 1944–1964 директор Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР.
Ленинская пр. (1960), Гос. пр. СССР (1943, 1950).