КРА́ВЧЕНКО АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРА́ВЧЕНКО Алексей Ильич [30.1(11.2).1889, Покровская слобода, ныне г. Энгельс Саратовской обл. – 31.5.1940, пос. Николина Гора, близ г. Звенигород Моск. обл.], рос. график, живописец. Учился в МУЖВЗ (1904–05 и 1907–1910) и в школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906). Чл. объединения «Четыре искусства» (с 1925). Посетил Италию (1910–11 и 1925–26), Индию (1913–1914), Францию (1926), США (1929). После 1917 участвовал в оформлении революц. праздников в Москве и Саратове. Вначале выступал как живописец и мастер станкового рисунка, близкого графике «Мира искусства». Излюбленный жанр К. – архит. пейзаж (серии: «Русский пейзаж», масло, темпера, акварель, 1908–16, ГРМ и др. музеи; «Италия», темпера, акварель, сангина, тушь, перо, карандаш, 1910–11 и 1925–26, ГТГ и др. музеи; «Париж», тушь, перо, карандаш, 1926, ГТГ, ГМИИ).
С 1921 работал гл. обр. в технике ксилографии, один из создателей сов. школы ксилографии; обращался также к линогравюре и офорту (в т. ч. цветному). Для его станковых гравюр характерны эмоциональность образов, острая экспрессия штриха, резкие контрасты тёмных и светлых пятен, редкое для гравюры выразит. решение проблемы света («Страдивари в своей мастерской», 1926; серия «Днепрострой», 1930–31). Мастер книжной иллюстрации, К. обращался преим. к романтич. лит-ре (произведения Н. В. Гоголя, Э. Т. А. Гофмана, Дж. Байрона, А. С. Пушкина, также С. Цвейга; все – в технике ксилографии), тонко чувствуя романтич. иронию и гротеск, взаимопроникновение фантасмагории и реальности. Мастер графики малых форм (экслибрис, издательские марки и др.). Преподавал во МХИ (1935–40; проф.).