Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 123

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. В. Зуева; Е. М. Фраёнова (исполнительские традиции)

ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ, в рус. фольк­ло­ре пес­ни (гл. обр. эпи­чес­кие и ли­ро-эпи­чес­кие), по­свя­щён­ные ис­то­рич. со­бы­тию или ли­цу, с раз­вёр­ну­тым по­ве­ст­во­ват. сю­же­том. В уст­ной тра­ди­ции не име­ли спец. обо­зна­че­ния. Пе­ри­од рас­цве­та И. п. – 16–18 вв., од­на­ко их про­дол­жа­ли со­чи­нять и позд­нее. Об­лас­ти рас­про­стра­не­ния: Центр. Рос­сия, По­вол­жье, Рус. Се­вер, Си­бирь, ка­за­чьи по­селе­ния на ре­ках Дон, Ку­бань, Те­рек, Урал. Из­вест­но cв. 600 сю­же­тов И. п. Ран­ние сю­же­ты ото­бра­зи­ли со­бы­тия пе­рио­да борь­бы с монг.-тат. игом («Ав­до­тья Ря­за­ночка», «Та­тар­ский по­лон», «Щел­кан Ду­ден­ть­е­вич»). В цик­лах И. п. 16 в. раз­ра­бо­та­ны те­мы борь­бы Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го с внеш­ни­ми и внут­рен­ни­ми вра­га­ми («Взя­тие Ка­за­ни», «Гнев Гроз­но­го на сы­на»), си­бир­ско­го по­хо­да ка­зачь­е­го ата­ма­на Ер­ма­ка Ти­мо­фее­ви­ча. В 17 в. сло­же­ны И. п. о Смут­ном вре­ме­ни («Ми­хаил Ско­пин-Шуй­ский», «Гриш­ка-рас­стриж­ка», «Плач Ксе­нии Го­ду­но­вой»), о борь­бе за Смо­ленск («Зем­ский со­бор», «Ми­ло­слав­ский»), о за­щи­те юж. гра­ниц («Взя­тие Азо­ва»). Один из са­мых круп­ных цик­лов – о Сте­па­не Ра­зи­не («Убит ас­т­ра­хан­ский вое­во­да», «Пес­ня ра­зин­цев», «Казнь Стень­ки Ра­зи­на» и др.). В 18 в. воз­ник­ли И. п. о пет­ров­ском вре­ме­ни, в ко­то­рых на пер­вый план вы­ступи­ла те­ма по­бед рус. ар­мии: Пол­тав­ская бит­ва 1709, взя­тие Ореш­ка, Ри­ги, Вы­бор­га; по­яви­лись И. п. о вос­ста­нии Е. И. Пу­га­чё­ва 1773–75. В И. п. 18–19 вв. за­пе­чат­ле­ны об­ра­зы пол­ко­вод­цев А. В. Су­во­ро­ва, Г. А. По­тём­ки­на-Тав­ри­че­ско­го, М. И. Ку­ту­зо­ва, ка­зачь­е­го ата­ма­на М. И. Пла­то­ва, со­бы­тия Отеч. вой­ны 1812, Се­ва­сто­поль­ской обо­ро­ны 1854–55 и др. В по­этич. ком­по­зи­ции важ­ное ме­сто за­ни­ма­ют мо­но­ло­ги и диа­ло­ги, харак­те­рен ак­цент­ный стих, обыч­но двух­удар­ный. В изу­че­ние И. п. боль­шой вклад вне­сла ис­то­ри­че­ская шко­ла фольк­ло­ри­сти­ки.

Ис­пол­ни­тель­ские тра­ди­ции. Сев. ска­зи­те­ли пе­ли И. п. в сти­ле, близ­ком бы­ли­нам, и на­зы­ва­ли их ста́рина­ми. В Центр. Рос­сии пре­об­ла­да­ли по­ве­ст­во­ват. кре­сть­ян­ские пес­ни, сти­ли­сти­ка ко­то­рых за­ви­сит от ме­ст­ной тра­ди­ции; в ран­них пес­нях со­хра­ни­лись ар­ха­ич. ла­до­вые осо­бен­но­сти («Про та­тар­ский по­лон» в сб-ке Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва). Для ср.-рус. тра­ди­ции ха­рак­тер­но хо­ро­вое ис­пол­не­ние в сме­шан­ном ак­кор­до­во-по­ли­фо­ни­че­ском скла­де. Ис­клю­чи­тель­но важ­на роль И. п. в ка­зачь­ем фольк­ло­ре; ка­за­ки по­ют И. п. ли­бо как по­ход­ные (ге­ро­ич., са­ти­рич., сла­виль­ные), ли­бо как «бе­сед­ные» (в до­маш­ней об­ста­нов­ке, с уча­сти­ем жен­ских го­ло­сов), по сти­лю близ­кие про­тяж­ным пес­ням («Ой да ты кор­ми­лец наш, слав­ный Ти­хий Дон», о бед­ст­ви­ях во вре­мя Отеч. вой­ны 1812). Ка­за­чьи по­ход­ные И. п. име­ют мар­ше­вую рит­ми­ку, но со­хра­ня­ют ла­до­вое свое­об­ра­зие (пен­та­тони­ка в пес­не «Пи­шет, пи­шет Кар­ла Швед­ский») и не­квад­рат­ное строе­ние («Из-за ле­са, ле­са ко­пий и ме­чей»); в бе­сед­ных со­хра­ни­лись сво­бод­ная муз. рит­ми­ка, под­го­ло­соч­ная по­ли­фо­ния (не­ред­ко весь­ма раз­ви­тая), но вы­ра­бо­тал­ся и ряд но­вых приё­мов, напр. оди­ноч­ное ис­пол­не­ние. Для И. п. с са­ти­рич. сю­же­та­ми в раз­ных тра­ди­ци­ях ха­рак­тер­ны «ост­рые» рит­мы: пля­со­вые («Щел­кан Ду­ден­ть­е­вич» в сб-ке Кир­ши Да­ни­ло­ва), мар­ше­вые («Пи­шет, пи­шет Кар­ла Швед­ский» в сб-ке А. М. Лис­то­па­до­ва). На сти­ли­сти­ку сол­дат­ских И. п. (поя­ви­лись по­сле вве­де­ния ре­гу­ляр­ной ар­мии при Пет­ре I) ока­за­ли влия­ние ви­ват­ные кан­ты и мар­ши во­ен­но-ду­хо­вых ор­ке­ст­ров, од­на­ко ино­гда со­хра­ня­ют­ся ак­цент­ный стих (в нов­го­род­ском ва­ри­ан­те пес­ни «По­ле чис­тое ту­рец­кое» в за­пи­си Е. Э. Ли­нё­вой) и не­квад­рат­ные струк­ту­ры. Не­ред­ко сол­дат­ские И. п. пе­лись на книж­ные тек­сты («Бо­ро­ди­но» на сти­хи М. Ю. Лер­мон­то­ва), не­ко­то­рые – пол­но­стью ав­тор­ские («Бы­ло де­ло под Пол­та­вой», со­чи­не­на яро­слав­ским кре­сть­я­ни­ном И. Е. Мол­ча­но­вым). Для го­род­ских И. п. ти­пи­чен го­мо­фон­но-гар­мо­ни­че­ский склад.

И. п. про­дол­жа­ют жить в уст­ной тра­диции, гл. обр. сре­ди ка­за­ков, ис­пол­ня­ют­ся нар. кол­лек­ти­ва­ми, фольк­лор­ны­ми ан­самб­ля­ми («Ка­за­чий круг», Мо­ск­ва, и мн. др.), вхо­дят в ре­пер­ту­ар проф. хо­ров.

Пер­вые за­пи­си И. п. с на­пе­ва­ми опубл. в сб-ке Кир­ши Да­ни­ло­ва (1818). Сев. пес­ни опубл. в сб-ке М. А. Ба­ла­ки­ре­ва, пес­ни Центр. Рос­сии – в сб-ках М. А. Ста­хо­ви­ча (1855), Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и др. сб-ках 19 в. Пер­вые за­пи­си мно­го­го­лос­ных И. п. на слух опубл. в сб-ке Н. Е. Паль­чи­ко­ва (изд. в 1888), впер­вые на фо­но­граф мно­го­го­лос­ные И. п. ка­за­ков за­пи­сал А. М. Лис­то­па­дов («Пес­ни дон­ских ка­за­ков», т. 1, ч. 1–2, 1949).

Изд.: Ис­то­ри­че­ские пес­ни ХIII–ХVI вв. / Изд. под­гот. Б. Н. Пу­ти­лов, Б. М. Доб­ро­воль­ский. М.; Л., 1960; Ис­то­ри­че­ские пес­ни ХVII в. / Изд. под­гот. О. Б. Алек­сее­ва. М.; Л., 1966; Ис­то­ри­че­ские пес­ни ХVIII в. / Изд. под­гот. О. Б. Алек­сее­ва, Л. И. Емель­я­нов. Л., 1971; Ис­то­ри­че­ские пес­ни ХIХ в. / Изд. под­гот. Л. В. До­ма­нов­ский, О. Б. Алек­сее­ва, Э. С. Лит­вин. Л., 1973.

Лит.: Пу­ти­лов Б. Н. Рус­ский ис­то­ри­ко-пе­сен­ный фольк­лор ХIII–ХVI вв. М.; Л., 1960; Со­ко­ло­ва В. К. Рус­ские ис­то­ри­че­ские пес­ни ХVI–ХVIII вв. М., 1960; Кри­нич­ная Н. А. На­род­ные ис­то­ри­че­ские пес­ни на­ча­ла ХVII в. Л., 1974.

Вернуться к началу