ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ, в рус. фольклоре песни (гл. обр. эпические и лиро-эпические), посвящённые историч. событию или лицу, с развёрнутым повествоват. сюжетом. В устной традиции не имели спец. обозначения. Период расцвета И. п. – 16–18 вв., однако их продолжали сочинять и позднее. Области распространения: Центр. Россия, Поволжье, Рус. Север, Сибирь, казачьи поселения на реках Дон, Кубань, Терек, Урал. Известно cв. 600 сюжетов И. п. Ранние сюжеты отобразили события периода борьбы с монг.-тат. игом («Авдотья Рязаночка», «Татарский полон», «Щелкан Дудентьевич»). В циклах И. п. 16 в. разработаны темы борьбы Ивана IV Васильевича Грозного с внешними и внутренними врагами («Взятие Казани», «Гнев Грозного на сына»), сибирского похода казачьего атамана Ермака Тимофеевича. В 17 в. сложены И. п. о Смутном времени («Михаил Скопин-Шуйский», «Гришка-расстрижка», «Плач Ксении Годуновой»), о борьбе за Смоленск («Земский собор», «Милославский»), о защите юж. границ («Взятие Азова»). Один из самых крупных циклов – о Степане Разине («Убит астраханский воевода», «Песня разинцев», «Казнь Стеньки Разина» и др.). В 18 в. возникли И. п. о петровском времени, в которых на первый план выступила тема побед рус. армии: Полтавская битва 1709, взятие Орешка, Риги, Выборга; появились И. п. о восстании Е. И. Пугачёва 1773–75. В И. п. 18–19 вв. запечатлены образы полководцев А. В. Суворова, Г. А. Потёмкина-Таврического, М. И. Кутузова, казачьего атамана М. И. Платова, события Отеч. войны 1812, Севастопольской обороны 1854–55 и др. В поэтич. композиции важное место занимают монологи и диалоги, характерен акцентный стих, обычно двухударный. В изучение И. п. большой вклад внесла историческая школа фольклористики.
Исполнительские традиции. Сев. сказители пели И. п. в стиле, близком былинам, и называли их ста́ринами. В Центр. России преобладали повествоват. крестьянские песни, стилистика которых зависит от местной традиции; в ранних песнях сохранились архаич. ладовые особенности («Про татарский полон» в сб-ке Н. А. Римского-Корсакова). Для ср.-рус. традиции характерно хоровое исполнение в смешанном аккордово-полифоническом складе. Исключительно важна роль И. п. в казачьем фольклоре; казаки поют И. п. либо как походные (героич., сатирич., славильные), либо как «беседные» (в домашней обстановке, с участием женских голосов), по стилю близкие протяжным песням («Ой да ты кормилец наш, славный Тихий Дон», о бедствиях во время Отеч. войны 1812). Казачьи походные И. п. имеют маршевую ритмику, но сохраняют ладовое своеобразие (пентатоника в песне «Пишет, пишет Карла Шведский») и неквадратное строение («Из-за леса, леса копий и мечей»); в беседных сохранились свободная муз. ритмика, подголосочная полифония (нередко весьма развитая), но выработался и ряд новых приёмов, напр. одиночное исполнение. Для И. п. с сатирич. сюжетами в разных традициях характерны «острые» ритмы: плясовые («Щелкан Дудентьевич» в сб-ке Кирши Данилова), маршевые («Пишет, пишет Карла Шведский» в сб-ке А. М. Листопадова). На стилистику солдатских И. п. (появились после введения регулярной армии при Петре I) оказали влияние виватные канты и марши военно-духовых оркестров, однако иногда сохраняются акцентный стих (в новгородском варианте песни «Поле чистое турецкое» в записи Е. Э. Линёвой) и неквадратные структуры. Нередко солдатские И. п. пелись на книжные тексты («Бородино» на стихи М. Ю. Лермонтова), некоторые – полностью авторские («Было дело под Полтавой», сочинена ярославским крестьянином И. Е. Молчановым). Для городских И. п. типичен гомофонно-гармонический склад.
И. п. продолжают жить в устной традиции, гл. обр. среди казаков, исполняются нар. коллективами, фольклорными ансамблями («Казачий круг», Москва, и мн. др.), входят в репертуар проф. хоров.
Первые записи И. п. с напевами опубл. в сб-ке Кирши Данилова (1818). Сев. песни опубл. в сб-ке М. А. Балакирева, песни Центр. России – в сб-ках М. А. Стаховича (1855), Н. А. Римского-Корсакова и др. сб-ках 19 в. Первые записи многоголосных И. п. на слух опубл. в сб-ке Н. Е. Пальчикова (изд. в 1888), впервые на фонограф многоголосные И. п. казаков записал А. М. Листопадов («Песни донских казаков», т. 1, ч. 1–2, 1949).