КАНТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНТ (от лат. cantus – пение, песня), песенный жанр, распространённый в России, Украине и Белоруссии в сер. 17 – 18 вв. Осн. признаки жанра – трёхголосие с параллельным движением 2 верхних голосов и басом, создающим гармонич. опору, квадратность группировки тактов. Мелодич. стилистика близка партесному концерту (см. Партесное пение). Ранее других возникли К. на духовные тексты – псальмы. К. панегирические и бытовые распространились в царствование Петра I, в рукописных сб-ках записывались в пятилинейной нотации, сохранялись в гор. быту до кон. 18 в. В большинстве К. слова и музыка анонимны; авторами музыки мн. «петровских» кантов были государевы певчие дьяки, среди них – Василий Титов. Панегирические К. (они же – патриотич., приветственные) и их разновидность – виватные, или «виваты» (от лат. vivat – да здравствует), исполнялись в торжественных случаях: во время разл. празднеств и придворных приёмов, ими начинались и заканчивались триумфальные шествия по случаю воен. побед, заключения мира (напр., К. «Радуйся Роско земле» на заключение Ништадтского мира 1721). Пелись хором или группой певцов (напр., певчими дьяками), иногда сопровождались игрой на духовых инструментах, а также колокольным звоном, пушечной пальбой, фейерверком. Для этого рода К. характерны фанфарная мелодика, рулады в верхних голосах на словах «виват», «осанна», «многая лета», имитационные переклички. Согласно Н. Ф. Финдейзену, некоторые виватные К. петровского времени были заимствованы из «тогдашнего польского придворного обихода». Тематика бытовых К. различна: мореходная («Буря море раздымает»), лирич., в т. ч. любовная («На горах Валдайских сидел Аполлон»), шуточная, известны К. о природе («Весна ка́тит, зиму ва́лит») и др. Бытовые К. были излюбленной формой музицирования средних слоёв гор. населения до кон. 18 в. (среди авторов стихов – В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков). Оказали влияние на формирование романса и др. жанров гор. песенной культуры.