ПРИЧИТА́НИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРИЧИТА́НИЯ (также причеть, причеты, причёты, плачи, вытьё, голошения и др.), один из наиболее архаичных и устойчивых жанров (видов) традиц. устной муз.-поэтич. культуры. Термин рус. нар. происхождения. Наряду с обрядовыми П. – погребальными, поминальными, свадебными, известны необрядовые П. – о рекрутах, пропавших без вести, попавших в плен, и окказиональные П., которые исполняются по поводу к.-л. несчастья: пожара, голода, болезни и др. Встречаются также особые виды П., напр. пародийные П., которые включаются в календарные обряды (у русских – проводы Масленицы, Костромы, пародийное погребение троицкой берёзки).
Развитые причетные традиции (в особенности похоронной и поминальной причети) поныне сохраняются у мн. славянских, финно-угорских, тюркских народов, народов Кавказа, ряда коренных малочисл. народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и мн. др. В большинстве традиций причитывают женщины, нередко – проф. плакальщицы, чаще пожилого возраста (рус. также причетница, плачея). П. – своего рода монолог или лирич. обращение того (или от имени того), кому посвящён обряд (напр., невеста, покойник), или его родственников. Наряду с реальными участниками обряда, в текстах П. иногда возникают персонифициров. образы болезни, смерти, горя. Поэтич. содержание П. – просьба, наказ, уговор, благодарение, сетование и др. Типично импровизирование поэтич. текста на основе кодифициров. приёмов; чрезвычайно характерны метафоры, которые восходят к древним магич. запретам на произнесение терминов родства (так, в рус. похоронном П. умерший хозяин дома может именоваться «законная державушка», в карел. свадебном П. мать невесты – «моя золотая милостивая» и т. д.) и сакральных слов (смерть, могила, покойник и др.). У народов Вост. Европы распространены формульные напевы, мелодика архаич. типа на малотерцовой или квартовой основе, со значит. ролью экмелики, нисходящее мелодич. движение, постепенное повышение тесситуры. В некоторых традициях П. иногда исполняются антифонно: таковы плачи по усопшим у хевсур и тушин; сев.-рус. плач невесты на фоне многоголосного женского хора – образец ярко выраженной полиметрии. У некоторых народов эпич. и лиро-эпич. песни-плачи исполняются в сопровождении к.-л. струнного инструмента (укр. думы и др.). В коллективных плачах сохраняются архаич. формы многоголосия: бурдонное двухголосие (у латышей) и трёхголосие (у грузин), гетерофония (у русских, эстонцев). У киргизов, казахов существует традиция инструментальных плачей.
Первое собрание рус. П., составленное в кон. 19 в. Е. В. Барсовым, во многом состоит из репертуара заонежской плакальщицы И. А. Федосовой. Рус. писатели использовали литературно обработанные тексты П. или их имитацию («Сказка о медведихе» А. С. Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «В лесах» П. И. Мельникова-Печерского). К фольклорным П. и плачам обращаются и проф. композиторы.
См. также Плач.