Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИЧИТА́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 534

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Фраёнова, Т. В. Зуева

ПРИЧИТА́НИЯ (так­же при­четь, при­че­ты, при­чё­ты, пла­чи, вы­тьё, го­ло­ше­ния и др.), один из наи­бо­лее ар­ха­ич­ных и ус­той­чивых жан­ров (ви­дов) тра­диц. уст­ной муз.-по­этич. куль­ту­ры. Тер­мин рус. нар. про­ис­хо­ж­де­ния. На­ря­ду с об­ря­до­вы­ми П. – по­гре­баль­ны­ми, по­ми­наль­ны­ми, сва­деб­ны­ми, из­вест­ны не­об­ря­до­вые П. – о рек­ру­тах, про­пав­ших без вес­ти, по­пав­ших в плен, и ок­ка­зио­наль­ные П., ко­то­рые ис­пол­ня­ют­ся по по­во­ду к.-л. не­сча­стья: по­жа­ра, го­ло­да, бо­лез­ни и др. Встре­ча­ют­ся так­же осо­бые ви­ды П., напр. па­ро­дий­ные П., ко­то­рые вклю­ча­ют­ся в ка­лен­дар­ные об­ря­ды (у рус­ских – про­во­ды Мас­ле­ни­цы, Ко­ст­ро­мы, па­ро­дий­ное по­гре­бе­ние тро­иц­кой бе­рёз­ки).

Раз­ви­тые при­чет­ные тра­ди­ции (в осо­бен­но­сти по­хо­рон­ной и по­ми­наль­ной при­че­ти) по­ны­не со­хра­ня­ют­ся у мн. сла­вян­ских, фин­но-угор­ских, тюрк­ских на­ро­дов, на­ро­дов Кав­ка­за, ря­да ко­рен­ных ма­ло­числ. на­ро­дов Се­ве­ра, Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка РФ и мн. др. В боль­шин­ст­ве тра­ди­ций при­чи­ты­ва­ют жен­щи­ны, не­ред­ко – проф. пла­каль­щи­цы, ча­ще по­жи­ло­го воз­рас­та (рус. так­же при­чет­ни­ца, пла­чея). П. – сво­его ро­да мо­но­лог или ли­рич. об­ра­ще­ние то­го (или от име­ни то­го), ко­му по­свя­щён об­ряд (напр., не­вес­та, по­кой­ник), или его род­ст­вен­ни­ков. На­ря­ду с ре­аль­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми об­ря­да, в тек­стах П. ино­гда воз­ни­ка­ют пер­со­ни­фи­ци­ров. об­ра­зы бо­лез­ни, смер­ти, го­ря. По­этич. со­дер­жа­ние П. – прось­ба, на­каз, уго­вор, бла­го­да­ре­ние, се­то­ва­ние и др. Ти­пич­но им­про­ви­зи­ро­ва­ние по­этич. тек­ста на ос­но­ве ко­ди­фи­ци­ров. приё­мов; чрез­вы­чай­но ха­рак­тер­ны ме­та­фо­ры, ко­то­рые вос­хо­дят к древ­ним ма­гич. за­пре­там на про­из­не­се­ние тер­ми­нов род­ст­ва (так, в рус. по­хо­рон­ном П. умер­ший хо­зя­ин до­ма мо­жет име­но­вать­ся «за­кон­ная дер­жа­вуш­ка», в ка­рел. сва­деб­ном П. мать не­вес­ты – «моя зо­ло­тая ми­ло­сти­вая» и т. д.) и са­краль­ных слов (смерть, мо­ги­ла, по­кой­ник и др.). У на­ро­дов Вост. Ев­ро­пы рас­про­стра­не­ны фор­муль­ные на­пе­вы, ме­ло­ди­ка ар­ха­ич. ти­па на ма­ло­тер­цо­вой или квар­то­вой ос­но­ве, со зна­чит. ро­лью эк­ме­ли­ки, нис­хо­дя­щее ме­ло­дич. дви­же­ние, по­сте­пен­ное по­вы­ше­ние тес­си­ту­ры. В не­ко­то­рых тра­ди­ци­ях П. ино­гда ис­пол­ня­ют­ся ан­ти­фон­но: та­ко­вы пла­чи по усоп­шим у хев­сур и ту­шин; сев.-рус. плач не­вес­ты на фо­не мно­го­го­лос­но­го жен­ско­го хо­ра – об­ра­зец яр­ко вы­ра­жен­ной по­ли­мет­рии. У не­ко­то­рых на­ро­дов эпич. и ли­ро-эпич. пес­ни-пла­чи ис­пол­ня­ют­ся в со­про­во­ж­де­нии к.-л. струн­но­го ин­ст­ру­мен­та (укр. ду­мы и др.). В кол­лек­тив­ных пла­чах со­хра­ня­ют­ся ар­ха­ич. фор­мы мно­го­го­ло­сия: бур­дон­ное двух­го­ло­сие (у ла­ты­шей) и трёх­го­ло­сие (у гру­зин), ге­те­ро­фо­ния (у рус­ских, эс­тон­цев). У кир­ги­зов, ка­за­хов су­ще­ст­ву­ет тра­ди­ция ин­ст­ру­мен­таль­ных пла­чей.

Пер­вое со­б­ра­ние рус. П., со­став­лен­ное в кон. 19 в. Е. В. Бар­со­вым, во мно­гом со­сто­ит из ре­пер­туа­ра за­онеж­ской пла­каль­щи­цы И. А. Фе­до­со­вой. Рус. пи­са­те­ли ис­поль­зо­ва­ли ли­те­ра­тур­но об­ра­бо­тан­ные тек­сты П. или их ими­та­цию («Сказ­ка о мед­ве­ди­хе» А. С. Пуш­ки­на, «Ко­му на Ру­си жить хо­ро­шо» Н. А. Не­кра­со­ва, «В ле­сах» П. И. Мель­ни­ко­ва-Пе­чер­ско­го). К фольк­лор­ным П. и пла­чам об­ра­ща­ют­ся и проф. ком­по­зи­то­ры.

См. так­же Плач.

Лит. и изд.: При­чи­та­нья Се­вер­но­го края, со­б­ран­ные Е. В. Бар­со­вым. М., 1872. Ч. 1: Пла­чи по­хо­рон­ные, над­гроб­ные и над­мо­гиль­ные; М., 1882. Ч. 2: Пла­чи за­во­ен­ные, рек­рут­ские и сол­дат­ские; Ч. 3: Пла­чи сва­деб­ные, за­руч­ные, гос­ти­ные, ба­ен­ные и пред­ве­неч­ные // Чте­ния в Об­ще­ст­ве ис­то­рии и древ­ностей рос­сий­ских. 1885. Кн. 3–4 (пе­ре­изд.: СПб., 1997); Рус­ская на­род­но-бы­то­вая ли­ри­ка: При­чи­та­ния Се­ве­ра в за­пи­сях В. Г. Ба­за­но­ва, А. П. Ра­зу­мо­вой. М.; Л., 1962; Ефи­мен­ко­ва Б. Б. Се­вер­но­рус­ская при­четь. М., 1980; Чис­тов К. В. При­чи­та­ния у сла­вян­ских и фин­но-угор­ских на­ро­дов // Об­ря­ды и об­ря­до­вый фольк­лор. М., 1982; Сте­па­но­ва А. С. Ме­та­фо­ри­че­ский мир ка­рель­ских при­чи­та­ний. Л., 1985; Зем­цов­ский И. И. Эт­но­му­зы­ко­вед­че­ский взгляд на бал­то-сла­вян­скую по­хо­рон­ную при­четь в ин­до­ев­ро­пей­ском кон­тек­сте // Бал­то-сла­вян­ские ис­сле­до­ва­ния, 1985. М., 1987; Кон­кка У. С. По­эзия пе­ча­ли: Ка­рель­ские об­ря­до­вые пла­чи. Пет­ро­за­водск, 1992.

Вернуться к началу