ПЛАЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛАЧ, 1) психофизиологический и социокультурный феномен, один из аффектов, наступающих в состоянии душевного потрясения. Х. Плеснер рассматривал П. наряду со смехом как одно из первичных средств самовыражения в пограничной ситуации, когда язык оказывается бессильным и коммуникация происходит на довербальном уровне. Хотя П. представляет собой непосредственную психомоторную реакцию, уже на ранней стадии развития человечества происходит его социализация и ритуализация и П. приобретает черты символич. действия. В разл. культурах вырабатываются представления и нормы, характеризующие допустимость и уместность П. в той или иной ситуации.
П. входит в состав мн. поминальных (поминки) и переходных обрядов (погребение, свадьба и др.), календарных обрядов (напр., в обряд «проводов» праздника – Масленицы и т. п.), а также в этикет приветствия («приветствие слезами») у мн. народов мира. Обрядовый П. включает также возгласы, причитания, заклинания, испрашивающие у потусторонних сил благословение и защиту. Погребальный П. обращается к умершим с рассказом, как их почитают или мстят за них. Иногда обрядовый П. выполняется проф. плакальщиками.
2) Лит. и муз.-поэтич. жанр. В литературе наиболее ранним примером жанра П. считается шумерский «Плач о гибели Ура» (ок. 2000 до н. э.). П. получил дальнейшее развитие в лит-рах древнего Ближнего Востока и Средиземноморья; мог выступать в качестве самостоят. произведения либо элемента эпич. повествования или драматич. действа. Один из самых известных П. в древней лит-ре – «Плач Иеремии» в составе Ветхого Завета; к жанру П. могут быть отнесены также скорбные песни Книги псалмов. Элементы П. присутствуют в эпич. поэмах Гомера, в античной трагедии.
В муз.-поэтич. культуре зап.-европ. Средневековья П. (лат. planctus) появился в результате тропирования (см. в ст. Троп) отд. жанров григорианского хорала. Таков, напр., Плач Рахили, возникший как троп респонсория «Sub altare Dei» (11 в.). Древнейший сохранившийся образец – Плач на смерть Карла I Великого (с инципитом «A solis ortu usque ad occidua») из рукописи аббатства Сен-Марсьяль в Лиможе (10 в.). К 12 в. относятся 6 плачей П. Абеляра (тексты – парафразы библейских сюжетов), записанных невмами (без точного обозначения высоты звука). В светской музыке встречается у трубадуров (провансальское planh), хрестоматийный образец – «Fortz cauza» Гаусельма Файдита, написанный на смерть короля Ричарда Львиное Сердце (1199). В 12–13 вв. П. занял место среди др. муз.-поэтич. жанров литургической драмы, чаще внутри театрализов. церковного действа о посещении гробницы «тремя Мариями» (лат. Visitatio sepulchri); по всей Зап. Европе был распространён также Плач блаженной Девы Марии (лат. Planctus Beatae Virginis Mariae), который исполнялся на Страстной неделе. В позднем Средневековье тексты П. появились и на совр. европ. языках (лауда «Pianto della Madonna» на слова Якопоне да Тоди, 13 в.).
В др.-рус. литературе П. – жанр, сочетающий традиции книжного П. (восходящего к книгам Ветхого Завета) и обрядовых причитаний: «Плач о взятии Царьграда» (15 в.), «Плач о Псковском взятии» (16 в.), «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства» (17 в.). Мог входить в качестве составной части в произведения др. жанров: ориентированные на фольклор плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» (12 в.), плач Евдокии в «Слове о житии великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» (14 в.). Апокриф «Плач Адама» известен также в устной форме в виде распетого духовного стиха.
3) Музыкальная пьеса траурного содержания. В рус. словоупотреблении применительно к композиторской музыке термин частично совпадает с терминами ламенто (Плач Ариадны из одноим. оперы К. Монтеверди, Плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла), трен (греч. θρῆνος; «Плач пророка Иеремии» И. Ф. Стравинского, 1958, оригинальное назв. «Threni: id est Lamentationes Jeremiae prophetae»; «Плач памяти жертв Хиросимы» К. Пендерецкого, 1960), нения (лат. nenia; «Плач на смерть Окегема» Жоскена Депре; «Нения» для хора с оркестром И. Брамса, 1881, на текст «Нении» Ф. Шиллера). В отеч. муз. традиции П. коренятся в старинной книжной и нар. устной культуре: «Плач Ярославны» (в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина), «Плач Рахили» [в устной драме о царе Ироде; включён в «Ростовское действо» (постановка моск. Камерного муз. театра под рук. Б. А. Покровского, 1982)], «Плач Иеремии» В. И. Мартынова.