Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛАЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 390-391

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Ромашко (философия, литература); М. В. Тендрякова (обрядовый плач); С. Н. Лебедев, О. В. Фраёнова (музыка)

ПЛАЧ, 1) пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ский и со­цио­куль­тур­ный фе­но­мен, один из аф­фек­тов, на­сту­паю­щих в со­стоя­нии ду­шев­но­го по­тря­се­ния. Х. Плес­нер рас­смат­ри­вал П. на­ря­ду со сме­хом как од­но из пер­вич­ных средств са­мо­вы­ра­же­ния в по­гра­нич­ной си­туа­ции, ко­гда язык ока­зы­ва­ет­ся бес­силь­ным и ком­му­ни­ка­ция про­ис­хо­дит на до­вер­баль­ном уров­не. Хо­тя П. пред­став­ля­ет со­бой не­по­сред­ст­вен­ную пси­хо­мо­тор­ную ре­ак­цию, уже на ран­ней ста­дии раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва про­ис­хо­дит его со­циа­ли­за­ция и ри­туа­ли­за­ция и П. при­об­ре­та­ет чер­ты сим­во­лич. дей­ст­вия. В разл. куль­ту­рах вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся пред­став­ле­ния и нор­мы, ха­рак­те­ри­зую­щие до­пус­ти­мость и уме­ст­ность П. в той или иной си­туа­ции.

Плач. Древнеегипетский рельеф с изображением плакальщиков. 14 в. до н. э. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

П. вхо­дит в со­став мн. по­ми­наль­ных (по­мин­ки) и пе­ре­ход­ных об­ря­дов (по­гре­бе­ние, свадь­ба и др.), ка­лен­дар­ных об­ря­дов (напр., в об­ряд «про­во­дов» празд­ни­ка – Мас­ле­ни­цы и т. п.), а так­же в эти­кет при­вет­ст­вия («при­вет­ствие сле­за­ми») у мн. на­ро­дов ми­ра. Об­ря­до­вый П. вклю­ча­ет так­же воз­гла­сы, при­чи­та­ния, за­кли­на­ния, ис­пра­ши­ваю­щие у по­ту­сто­рон­них сил бла­госло­ве­ние и за­щи­ту. По­гре­баль­ный П. об­ра­ща­ет­ся к умер­шим с рас­ска­зом, как их по­чи­та­ют или мстят за них. Ино­гда об­ря­до­вый П. вы­пол­ня­ет­ся проф. пла­каль­щи­ка­ми.

2) Лит. и муз.-по­этич. жанр. В ли­те­ра­ту­ре наи­бо­лее ран­ним при­ме­ром жан­ра П. счи­та­ет­ся шу­мер­ский «Плач о ги­бе­ли Ура» (ок. 2000 до н. э.). П. по­лу­чил даль­ней­шее раз­ви­тие в лит-рах древ­не­го Ближ­не­го Вос­то­ка и Сре­ди­зем­но­мо­рья; мог вы­сту­пать в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. про­из­ве­де­ния ли­бо эле­мен­та эпич. по­ве­ст­во­ва­ния или дра­ма­тич. дей­ст­ва. Один из са­мых из­вест­ных П. в древ­ней лит-ре – «Плач Ие­ре­мии» в со­ста­ве Вет­хо­го За­ве­та; к жан­ру П. мо­гут быть от­не­се­ны так­же скорб­ные пес­ни Кни­ги псал­мов. Эле­мен­ты П. при­сут­ст­ву­ют в эпич. по­эмах Го­ме­ра, в ан­тич­ной тра­ге­дии.

В муз.-по­этич. куль­ту­ре зап.-ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья П. (лат. planctus) по­явил­ся в ре­зуль­та­те тро­пи­ро­ва­ния (см. в ст. Троп) отд. жан­ров гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла. Та­ков, напр., Плач Ра­хи­ли, воз­ник­ший как троп рес­пон­со­рия «Sub alta­re Dei» (11 в.). Древ­ней­ший со­хра­нив­ший­ся об­ра­зец – Плач на смерть Кар­ла I Ве­ли­ко­го (с ин­ци­пи­том «A solis ortu us­que ad occidua») из ру­ко­пи­си аб­бат­ст­ва Сен-Мар­сь­яль в Ли­мо­же (10 в.). К 12 в. от­но­сят­ся 6 пла­чей П. Абе­ля­ра (тек­сты – па­ра­фра­зы биб­лей­ских сю­же­тов), за­пи­сан­ных не­вма­ми (без точ­но­го обо­зна­че­ния вы­со­ты зву­ка). В свет­ской му­зы­ке встре­ча­ет­ся у тру­ба­ду­ров (про­ван­саль­ское planh), хре­сто­ма­тий­ный об­ра­зец – «Fortz cauza» Гау­сель­ма Фай­ди­та, на­пи­сан­ный на смерть ко­ро­ля Ри­чар­да Льви­ное Серд­це (1199). В 12–13 вв. П. за­нял ме­сто сре­ди др. муз.-по­этич. жан­ров ли­тур­ги­че­ской дра­мы, ча­ще вну­т­ри те­ат­ра­ли­зов. цер­ков­но­го дей­ст­ва о по­се­ще­нии гроб­ни­цы «тре­мя Ма­рия­ми» (лат. Visita­tio sepulchri); по всей Зап. Ев­ро­пе был рас­про­стра­нён так­же Плач бла­жен­ной Де­вы Ма­рии (лат. Plan­ctus Beatae Virgi­nis Mariae), ко­то­рый ис­пол­нял­ся на Стра­ст­ной не­де­ле. В позд­нем Сред­не­ве­ко­вье тек­сты П. поя­ви­лись и на совр. ев­роп. язы­ках (лау­да «Pianto della Madonna» на сло­ва Яко­по­не да То­ди, 13 в.).

В др.-рус. ли­те­ра­ту­ре П. – жанр, со­че­таю­щий тра­ди­ции книж­но­го П. (вос­хо­дя­ще­го к кни­гам Вет­хо­го За­ве­та) и об­ря­до­вых при­чи­та­ний: «Плач о взя­тии Царь­гра­да» (15 в.), «Плач о Псков­ском взя­тии» (16 в.), «Плач о пле­не­нии и о ко­неч­ном ра­зо­ре­нии Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва» (17 в.). Мог вхо­дить в ка­че­ст­ве со­став­ной час­ти в про­из­ве­де­ния др. жан­ров: ори­ен­ти­ро­ван­ные на фольк­лор плач Яро­слав­ны в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве» (12 в.), плач Ев­до­кии в «Сло­ве о жи­тии ве­ли­ко­го кня­зя Дмит­рия Ива­но­ви­ча, ца­ря рус­ско­го» (14 в.). Апок­риф «Плач Ада­ма» из­вес­тен так­же в уст­ной фор­ме в ви­де рас­пе­то­го ду­хов­но­го сти­ха.

3) Му­зы­каль­ная пье­са тра­ур­но­го со­дер­жа­ния. В рус. сло­во­упот­реб­ле­нии при­ме­ни­тель­но к ком­по­зи­тор­ской му­зы­ке тер­мин час­тич­но сов­па­да­ет с тер­ми­на­ми ла­мен­то (Плач Ари­ад­ны из од­но­им. опе­ры К. Мон­те­вер­ди, Плач Ди­до­ны из опе­ры «Ди­до­на и Эней» Г. Пёр­сел­ла), трен (греч. θρῆνος; «Плач про­ро­ка Ие­ре­мии» И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1958, ори­ги­наль­ное назв. «Threni: id est La­men­tationes Jeremiae prophetae»; «Плач па­мя­ти жертв Хи­ро­си­мы» К. Пен­де­рец­ко­го, 1960), не­ния (лат. nenia; «Плач на смерть Оке­ге­ма» Жос­ке­на Де­пре; «Не­ния» для хо­ра с ор­ке­ст­ром И. Брам­са, 1881, на текст «Не­нии» Ф. Шил­ле­ра). В отеч. муз. тра­ди­ции П. ко­ре­нят­ся в ста­рин­ной книж­ной и нар. уст­ной куль­ту­ре: «Плач Яро­слав­ны» (в опе­ре «Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на), «Плач Ра­хи­ли» [в уст­ной дра­ме о ца­ре Иро­де; вклю­чён в «Рос­тов­ское дей­ст­во» (по­ста­нов­ка моск. Ка­мер­но­го муз. те­ат­ра под рук. Б. А. По­кров­ско­го, 1982)], «Плач Ие­ре­мии» В. И. Мар­ты­но­ва.

Лит.: Plessner H. Lachen und Weinen. Arn­hem, 1941; Weinrich L. Peter Abaelard as musician // Musical Quarterly. 1969. Vol. 55. № 4; Dron­ke P. Poetic individuality in the Middle Ages: New departures in poetry 1000–1150. Oxf., 1970; Alexiou M. Ritual lament in Greek tra­di­tion. Camb., 1974; Westermann C. Praise and lament in the Psalms. Atlanta, 1981; Sticca S. Il Planctus Mariae nella tra­dizione drammatica del Medio Evo. Sulmona, 1984; Holst-War­haft G. H. Dangerous voices: Women’s laments and Greek literature. L.; N. Y., 1992; Мосс М. Обя­за­тель­ное вы­ра­же­ние чувств // Мосс М. Об­ще­ст­ва. Об­мен. Лич­ность. М., 1996; Lutz T. Crying: The natural and cultural history of tears. N. Y., 1999; Wein­baum B. Lament ritual transformed into literature: Positing women’s prayer as cornerstone in western classical lite­rature // The Journal of American Folklore. 2001. Vol. 114. № 451; Schauer M. Tragisches Klagen: Form und Funktion der Klagedarstel­lung bei Aischylos, Sophokles und Euripides. Tüb., 2001; Flam H. Soziologie der Emotionen. Konstanz, 2002.

Вернуться к началу