ТРОП
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРОП (от греч. τρόπος), 1) в др.-греч. теории музыки то же, что тон (в 3-м значении). 2) Лит.-муз. жанр в ср.-век. Зап. Европе. Термин – совр. типологич. обобщение разл. аутентичных наименований жанра (лат. prosa, prosula, tropus, versus и др.) в памятниках 9–12 вв. Основа – поэтич. или муз.-поэтич. обработка григорианских распевов (см. Григорианский хорал). Техника тропирования – в добавлении текста к существующему распеву мелизматического типа. В более широком смысле Т. называют любые ср.-век. обработки григорианской монодии, связанные с дополнением её новой музыкой и новым текстом. Один из первых известных Т. – «Quem quaeritis» из рукописи 10 в. Санкт-Галленского монастыря. Тропирование затрагивало песнопения мессы [в проприи – интроиты, аллилуйи, оффертории, причастные антифоны (коммунио), в ординарии – все, кроме Credo] и оффиция (респонсории, заключит. версикул «Benedicamus Domino» и др.). При ссылке на тропированный распев указывают инципит исходного материала и инципит Т., напр. Kyrie «Cunctipotens genitor». Наиболее известный сб-к тропов – Винчестерский тропарий (кембриджская и оксфордская рукописи, ок. 1000) – содержит св. 160 двухголосных органумов и древнейший образец литургической драмы. В аббатстве Сен-Марсьяль в 11 в. на основе Т. возникла лат. строфическая (преим. силлабическая) песня, которая считается жанровым прообразом кондукта. Тропирование как отход от принятой интерпретации «плавного распева» означал возможность некоторой свободы творчества в среде клириков (в отношении содержания ограниченной рамками католич. догматики). Мн. поэтич. тексты Т. опубликованы в 55-томной антологии «Analecta hymnica medii aevi». 3) В технике 12-тоновой композиции Й. М. Хауэра (предформа додекафонии) Т. – 44 шестизвучные группы, составляющие мелодико-гармонич. основу муз. композиции.