Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРОП

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 429

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ТРОП (от греч. τρόπος), 1) в др.-греч. тео­рии му­зы­ки то же, что тон (в 3-м зна­че­нии). 2) Лит.-муз. жанр в ср.-век. Зап. Ев­ро­пе. Тер­мин – совр. ти­по­ло­гич. обоб­ще­ние разл. ау­тен­тич­ных на­име­но­ва­ний жан­ра (лат. prosa, prosula, tropus, versus и др.) в па­мят­ни­ках 9–12 вв. Ос­но­ва – по­этич. или муз.-по­этич. об­ра­бот­ка гри­го­ри­ан­ских рас­пе­вов (см. Гри­го­ри­ан­ский хо­рал). Тех­ни­ка тро­пи­ро­ва­ния – в до­бав­ле­нии тек­ста к су­ще­ст­вую­ще­му рас­пе­ву ме­лиз­ма­ти­че­ско­го ти­па. В бо­лее ши­ро­ком смыс­ле Т. на­зы­ва­ют лю­бые ср.-век. об­ра­бот­ки гри­го­ри­ан­ской мо­но­дии, свя­зан­ные с до­пол­не­ни­ем её но­вой му­зы­кой и но­вым тек­стом. Один из пер­вых из­вест­ных Т. – «Quem quaeri­tis» из ру­ко­пи­си 10 в. Санкт-Гал­лен­ско­го мо­на­сты­ря. Тро­пи­ро­ва­ние за­тра­ги­ва­ло пес­но­пе­ния мес­сы [в про­прии – ин­трои­ты, ал­ли­луйи, оф­фер­то­рии, при­ча­ст­ные ан­ти­фо­ны (ком­му­нио), в ор­ди­на­рии – все, кро­ме Credo] и оф­фи­ция (рес­пон­со­рии, за­клю­чит. вер­си­кул «Benedicamus Do­mi­no» и др.). При ссыл­ке на тро­пи­ро­ван­ный рас­пев ука­зы­ва­ют ин­ци­пит ис­ход­но­го ма­те­риа­ла и ин­ци­пит Т., напр. Kyrie «Cunctipotens genitor». Наи­бо­лее из­вест­ный сб-к тро­пов – Вин­че­стер­ский тро­па­рий (кем­бридж­ская и окс­форд­ская ру­ко­пи­си, ок. 1000) – со­дер­жит св. 160 двух­го­лос­ных ор­га­ну­мов и древ­ней­ший об­ра­зец ли­тур­ги­че­ской дра­мы. В аб­бат­ст­ве Сен-Мар­сь­яль в 11 в. на ос­но­ве Т. воз­ник­ла лат. стро­фи­че­ская (пре­им. сил­ла­би­че­ская) пес­ня, ко­то­рая счи­та­ет­ся жан­ро­вым про­об­ра­зом кон­дук­та. Тро­пи­ро­ва­ние как от­ход от при­ня­той ин­тер­пре­та­ции «плав­но­го рас­пе­ва» оз­на­чал воз­мож­ность не­ко­то­рой сво­бо­ды твор­че­ст­ва в сре­де кли­ри­ков (в от­но­ше­нии со­дер­жа­ния ог­ра­ни­чен­ной рам­ка­ми ка­то­лич. дог­ма­ти­ки). Мн. по­этич. тек­сты Т. опуб­ли­ко­ва­ны в 55-том­ной ан­то­ло­гии «Anale­cta hymnica medii aevi». 3) В тех­ни­ке 12-то­но­вой ком­по­зи­ции Й. М. Хау­эра (пред­фор­ма до­де­ка­фо­нии) Т. – 44 шес­ти­звучные груп­пы, со­став­ляю­щие ме­ло­ди­ко-гар­мо­нич. ос­но­ву муз. ком­по­зи­ции.

Вернуться к началу