Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 273

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТОН (греч. τόνος – рас­тя­ги­ва­ние, на­тя­же­ние, на­пря­же­ние, вы­со­та го­ло­са, уси­ле­ние, от τείνω – рас­тя­ги­вать, на­тя­ги­вать, на­пря­гать, по­вы­шать, уси­ли­вать), мно­го­знач­ный тер­мин му­зы­каль­ной тео­рии и прак­ти­ки. Осн. зна­че­ния: 1) звук оп­ре­де­лён­ной вы­со­ты (см. Звук му­зы­каль­ный); 2) ин­тер­вал – це­лый тон. С точ­ки зре­ния ма­те­ма­ти­ки и муз. аку­сти­ки Т. не име­ет един­ст­вен­ной и кон­стант­ной ве­ли­чи­ны, его зна­че­ния вы­чис­ля­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от кон­крет­но­го строя му­зы­каль­но­го. В пи­фа­го­ро­вом строе Т. вы­ра­жа­ет­ся от­но­ше­ни­ем 8:9. В чис­том строе раз­ли­ча­ют­ся боль­шой (8:9) и ма­лый (9:10) це­лые Т. В рав­но­мер­но тем­пе­ри­ро­ван­ном строе часто́ты двух Т. со­от­но­сят­ся как $1:\sqrt[6]{2}$. В совр. тео­рии му­зы­ки, ори­ен­ти­рую­щей­ся на зап.-ев­роп. тра­ди­цию, Т. оп­ре­де­ля­ет­ся по от­но­ше­нию к зву­ко­ря­дам то­го или ино­го ро­да ин­тер­валь­ных сис­тем без учё­та их «фи­зи­че­ской» ве­ли­чи­ны. Напр., в зву­ко­ря­де пен­та­то­ни­ки на­счи­ты­ва­ет­ся три це­лых Т., в ок­тав­ном зву­ко­ря­де диа­то­ни­ки – пять це­лых Т. и т. д. Ма­те­ма­тич. де­ле­ние це­ло­го Т. на по­лу­то­ны со­став­ля­ло про­бле­му на всём про­тя­же­нии ев­роп. муз. ис­то­рии; 3) мо­но­ди­че­ский лад мо­даль­но­го ти­па (см. Мо­даль­ность); то же, что цер­ков­ный лад; в др.-греч. тео­рии му­зы­ки си­но­ним тер­ми­на троп. Так­же лад цер­ков­ной мно­го­го­лос­ной му­зы­ки 16 в.; 4) ти­пи­зи­ро­ван­ная ме­ло­дия (ме­ло­дия-мо­дель) в иск-ве мин­не­зин­ге­ров и мей­стер­зин­ге­ров.

Мно­го­знач­ность тер­ми­на «Т.» во­шла в по­го­вор­ку (Ио­анн де Гро­кейо в кон. 13 в. пи­сал: «У сло­ва "тон" зна­че­ний боль­ше, чем сне­га в го­рах»).

Вернуться к началу