ИОА́НН ДЕ ГРОКЕ́ЙО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОА́НН ДЕ ГРОКЕ́ЙО, Иоанн де Грохео (Johannes de Grocheio, Grocheo), французский теоретик музыки (конец 13 в.). Магистр Парижского университета, где усвоил новейшие достижения философии и теологии своего времени, в особенности «математических» дисциплин квадривия. Единственный сохранившийся трактат – «De musica» («О музыке»), план которого и логика рассмотрения объектов музыкальной науки свидетельствуют о стремлении И. де Г. подражать философскому учению Аристотеля, в особенности его гилеморфизму (например, музыкальный интервал понимается как материя музыки и одновременно как форма, определяемая числом; в вокальной музыке текст рассматривается как материя, в которую «вводится» музыкальная форма, и т. д.). И. де Г. даёт собственное амбивалентное определение музыки: как теоретической «науки о числе, отнесённом к звукам», и одновременно практического знания, понимаемого как свод рекомендаций при обучении музыканта. Отвергая традиционное, данное Боэцием деление музыки (mundana – «мировая», humana – «человеческая», instrumentalis – «инструментальная»; см. иронический пассаж И. де Г.: «да и кто слышал, чтобы человеческий организм звучал?»), он предлагает собственную её классификацию по 3 типам: cantus publicus – «популярная музыка» (т. е. музыка устной традиции); musica composita – «учёная музыка» (также называется «regularis», «canonica», «mensurata»; имеются в виду многоголосные формы: органум, гокет и наиболее сложная и изысканная – политекстовый мотет); cantus eccleciasticus – «церковная музыка» (также называется cantus planus – богослужебная монодия, «плавный распев»). Уникальна для Средневековья детализация звучавшей в то время в Париже светской музыки, нестрого подразделяемой им на simplex («простая»), civilis («отечественная», или «местная») и vulgaris («просторечная», т. е. на «вульгарном» наречии; неверный традиционный перевод – «народная»). В последнюю категорию И. де Г. включает шансон, эстампиду, рондó, «дукцию» (М. А. Сапонов понимает этот термин как латинизацию названия общеевропейской танцевальной песни «каролы»), некоторые другие жанры музыки менестрелей. В обширной классификации музыкальных инструментов («естественным инструментом» И. де Г. называет голос человека, «искусственным инструментом» – музыкальный инструмент в собственном смысле) он выделяет виелу, обладающую широчайшими художественными и техническими возможностями («хороший мастер сыграет на виеле любую мелодию, любую шансон и любую музыкальную форму вообще»). Среди ценных музыкально-теоретических наблюдений – чёткая дифференциация интервалов на «вертикальные» и «горизонтальные», для которой переосмысливаются традиционные термины «консонанс» (consonantia) и «конкорданс» (concordantia), и чрезвычайно редкая для средневековой науки констатация того, что многоголосная музыка не подчиняется законам монодических церковных ладов.