Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАНСО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев (1)

ШАНСО́Н (франц. chanson – пес­ня), 1) в позд­нее Сред­не­ве­ко­вье и Воз­ро­ж­де­ние жанр свет­ской во­каль­ной мно­го­го­лос­ной му­зы­ки на французские сти­хи. Ти­пич­ная шансон – стро­фическая пес­ня по­ли­фо­ни­че­ско­го скла­да (см. По­ли­фо­ния), ими­та­ци­он­ная или мо­но­рит­ми­че­ская. Раз­ви­лась из од­но­го­лос­ных пе­сен тру­ве­ров. Из­вест­на с 14 в., пер­во­на­чаль­но во Фран­ции. Пер­вые шансон, как пра­ви­ло, ано­ним­ны (напр., «Cheulz qui voelent», «Hé hula hu», «N’a pas long temps»), сре­ди ав­тор­ских шансон – «Andray soulet» Мат­тео Пе­руд­жий­ско­го (итальянский ком­по­зи­тор пе­рио­да Ars subtilior, на­хо­див­ший­ся под силь­ным французским влия­ни­ем). В 16 в. об­ра­зо­ва­лась па­риж­ская шко­ла шансон, важ­ней­шие пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой – К. де Сер­ми­зи, К. Жа­не­кен, П. Сер­тон. В жан­ре шансон экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли чле­ны Ака­де­мии по­эзии и му­зы­ки Ж. А. де Баи­фа: К. Ле Жён, Г. Кот­ле, Ж. Мо­дюи. Сре­ди ав­то­ров (фран­цуз­ских и неф­ран­цуз­ских): А. Вил­ларт, К. Гу­ди­мель, Жос­кен Де­пре, Л. Ком­пер, О. ди Лас­со, Й. Оке­гем, Ч. де Ро­ре, Я. П. Све­линк. Шансон лег­ла в ос­но­ву многих месс-па­ро­дий (см. в статье Па­ро­дия), осо­бен­но в 1-й половине 16 в.; по­пу­ляр­ные для об­ра­бот­ки Ш. – «Mille regretz», «Tous les regretz«, «Susanne un jour» (их ав­тор­ст­во – пред­мет на­учной по­ле­ми­ки) и др. В Ита­лии 16 в. шансон пе­ре­кла­ды­ва­ли для струн­ных и кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­тов, на­зы­вая та­кие пе­ре­ло­же­ния кан­цо­на­ми, а так­же под­ра­жа­ли их сти­ли­сти­ке в но­во­со­чи­нён­ных пье­сах («кан­цо­на во французской ма­не­ре» – canzon alla Francese). Немецкий ана­лог фран­цуз­ской шансон – по­ли­фоническая пес­ня Lied (рас­цвет – в Гер­ма­нии и Ав­ст­рии 2-й половины 15 – 16 вв.). Тер­ми­ном «шансон» в ши­ро­ком смыс­ле западные учё­ные на­зы­ва­ют лю­бую мно­го­го­лос­ную свет­скую му­зы­ку 13–16 вв. на французские сти­хи, в том числе на­пи­сан­ные в твёр­дых фор­мах со­чи­не­ния Ада­ма де ла Аля, Гильома де Ма­шо, Г. Дю­фаи, Хай­не ван Ги­зе­ге­ма и др.

2) Соль­ная эс­т­рад­ная пес­ня на французском языке, ли­ри­че­ско­го (не­ред­ко так­же со­ци­аль­но за­ост­рён­но­го) со­дер­жа­ния. Тра­ди­ция сло­жи­лась в конце 19 – начале 20 вв. в Па­ри­же в сре­де ар­ти­сти­че­ских ка­фе («кон­церт­ных ка­фе», «ка­фе-шан­та­нов»). Ав­то­ры шан­со­на – по­эты и со­чи­ни­те­ли ме­ло­дий, их ис­пол­ни­те­ли на­зы­ва­ют­ся «шан­со­нье»; ве­ду­щие французские шан­со­нье 20 в.: Ш. Аз­на­вур, Ж. Брас­сенс, И. Мон­тан, М. Ше­ва­лье. Шансоны с ус­пе­хом ис­пол­ня­ли так­же эс­т­рад­ные пев­цы ши­ро­ко­го про­фи­ля, сре­ди ко­то­рых – М. Ма­тьё, Э. Пи­аф, Дж. Дас­сен. Французский шансон ока­зал влия­ние на разные национальные тра­ди­ции ав­тор­ской пес­ни, в том числе в Бель­гии (Ж. Брель, С. Ада­мо), Гер­ма­нии (Г. Май, Р. Май) и Рос­сии (В. С. Вы­соц­кий, А. А. Га­лич, Б. Ш. Окуд­жа­ва и др.).

Вернуться к началу