ШАНСО́Н
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШАНСО́Н (франц. chanson – песня), 1) в позднее Средневековье и Возрождение жанр светской вокальной многоголосной музыки на французские стихи. Типичная шансон – строфическая песня полифонического склада (см. Полифония), имитационная или моноритмическая. Развилась из одноголосных песен труверов. Известна с 14 в., первоначально во Франции. Первые шансон, как правило, анонимны (напр., «Cheulz qui voelent», «Hé hula hu», «N’a pas long temps»), среди авторских шансон – «Andray soulet» Маттео Перуджийского (итальянский композитор периода Ars subtilior, находившийся под сильным французским влиянием). В 16 в. образовалась парижская школа шансон, важнейшие представители которой – К. де Сермизи, К. Жанекен, П. Сертон. В жанре шансон экспериментировали члены Академии поэзии и музыки Ж. А. де Баифа: К. Ле Жён, Г. Котле, Ж. Модюи. Среди авторов (французских и нефранцузских): А. Вилларт, К. Гудимель, Жоскен Депре, Л. Компер, О. ди Лассо, Й. Окегем, Ч. де Роре, Я. П. Свелинк. Шансон легла в основу многих месс-пародий (см. в статье Пародия), особенно в 1-й половине 16 в.; популярные для обработки Ш. – «Mille regretz», «Tous les regretz«, «Susanne un jour» (их авторство – предмет научной полемики) и др. В Италии 16 в. шансон перекладывали для струнных и клавишных инструментов, называя такие переложения канцонами, а также подражали их стилистике в новосочинённых пьесах («канцона во французской манере» – canzon alla Francese). Немецкий аналог французской шансон – полифоническая песня Lied (расцвет – в Германии и Австрии 2-й половины 15 – 16 вв.). Термином «шансон» в широком смысле западные учёные называют любую многоголосную светскую музыку 13–16 вв. на французские стихи, в том числе написанные в твёрдых формах сочинения Адама де ла Аля, Гильома де Машо, Г. Дюфаи, Хайне ван Гизегема и др.
2) Сольная эстрадная песня на французском языке, лирического (нередко также социально заострённого) содержания. Традиция сложилась в конце 19 – начале 20 вв. в Париже в среде артистических кафе («концертных кафе», «кафе-шантанов»). Авторы шансона – поэты и сочинители мелодий, их исполнители называются «шансонье»; ведущие французские шансонье 20 в.: Ш. Азнавур, Ж. Брассенс, И. Монтан, М. Шевалье. Шансоны с успехом исполняли также эстрадные певцы широкого профиля, среди которых – М. Матьё, Э. Пиаф, Дж. Дассен. Французский шансон оказал влияние на разные национальные традиции авторской песни, в том числе в Бельгии (Ж. Брель, С. Адамо), Германии (Г. Май, Р. Май) и России (В. С. Высоцкий, А. А. Галич, Б. Ш. Окуджава и др.).