А́ВТОРСКАЯ ПЕ́СНЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́ВТОРСКАЯ ПЕ́СНЯ, 1) бардовская песня – жанр российской, гл. обр. советской, гор. культуры, в котором автор текста и музыки является также певцом и аккомпаниатором. Отличит. особенность А. п. – приоритет стихотв. текста, распеваемого под гитару. Истоки А. п. – в жанре рус. гор. романса. Сформировалась в 1950-е гг. Создателями жанра явились М. Л. Анчаров, Б. Ш. Окуджава, А. А. Галич, Ю. И. Визбор, В. С. Высоцкий, Ю. Ч. Ким, Е. И. Клячкин, А. М. Городницкий, Н. Н. Матвеева. В 1960–1980-х гг. А. п. получила широкую популярность в разл. слоях общества, повсеместно распространились т. н. КСП («клуб самодеятельной песни»). Со 2-й пол. 1960-х гг. регулярно проводились собиравшие тысячи зрителей фестивали КСП, самый известный из которых – «Грушинский» (Самарская обл., с 1968). Среди авторов и исполнителей – А. Н. Башлачёв, А. Б. Градский, Т. Х. и С. Я. Никитины, А. А. Дольский, В. А. Долина, О. Г. Митяев, А. Я. Розенбаум. Самодеят. музыка А. п., первоначально очень простая, постепенно приобретала собств. выразительность. Своего рода символами позднесоветской эпохи стали песни: «Полночный троллейбус», «Песенка об Арбате», «Союз друзей» (неофициальный гимн КСП) Окуджавы; «Когда я вернусь» Галича; «Милая моя», «Домбайский вальс» Визбора; «Атланты» Городницкого; «Песня о друге», «Охота на волков», «Я не люблю фатального исхода» Высоцкого. С 1970-х гг. мн. проф. композиторы стали писать в стиле А. п., особенно песни к кинофильмам, напр. М. Л. Таривердиев (ф. «Ирония судьбы», 1975), А. П. Петров (ф. «Жестокий романс», 1984). В 1990–2000-х гг. наряду с развитием и обновлением А. п. (в т. ч. использование бит-группы, синтезатора в качестве муз. сопровождения) сохраняют актуальность мн. песни родоначальников жанра.
2) «А. п.» иногда называют рус. нар. лирические песни кон. 18–20 вв., слова которых имеют книжное – «авторское» – происхождение (таковы песни на стихи: «Среди долины ровныя» А. Ф. Мерзлякова; «Не слышно шуму городского», «Вот мчится тройка удалая» Ф. Н. Глинки; «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина» И. З. Сурикова; «Чёрная шаль», «Узник» А. С. Пушкина; «Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лермонтова).