Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ ЖЁН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 166

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛЕ ЖЁН, Ле­жён (Le Jeune) Клод (ок. 1528–30, Ва­лан­сь­ен – 26.9.1600, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор. Воз­мож­но, жил в Па­ри­же с 1564. В 1582–84 ра­бо­тал при дво­ре гер­цо­га Фран­суа Ан­жуй­ско­го (бра­та франц. ко­ро­ля), в 1596 за­нял пост «ре­гу­ляр­но­го ком­по­зи­то­ра» («compositeur ordinaire de la musique») при дво­ре ко­ро­ля Ген­ри­ха IV. Был про­тес­тан­том, на­пи­сал ок. 350 мно­го­го­лос­ных об­ра­бо­ток псал­мов на франц. яз., в т. ч. сб. «До­де­ка­хорд» (1598). Ре­шаю­щее влия­ние на твор­че­ст­во Ле Ж. ока­за­ло со­труд­ни­че­ст­во с по­этом-ре­фор­ма­то­ром Ж. А. де Баи­фом (был чле­ном его Ака­де­мии по­эзии и му­зы­ки). В по­пыт­ке во­пло­тить в му­зы­ке но­вую по­эзию, соз­дан­ную в псев­до­ан­тич­ной «кван­ти­та­тив­ной» мет­ри­ке, Ле Ж. бу­к­валь­но сле­до­вал пред­пи­са­ни­ям ака­де­мии: «дол­гие» и «крат­кие» сло­ги он пе­ре­да­вал рит­мич. дли­тель­но­стями, взя­ты­ми в от­но­ше­нии 2:1. Что­бы му­зы­ка не за­тем­ня­ла рит­мич. ри­су­нок, Ле Ж. свёл к ми­ни­му­му тех­ни­ку по­ли­фо­нич. раз­ра­бот­ки те­мы (ти­пич­ную для мн. жан­ров во­каль­ной му­зы­ки Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния) и ор­на­мен­ти­ро­ва­ние; хо­раль­ная фак­ту­ра его мно­го­го­лос­ных со­чи­не­ний близ­ко под­хо­дит к го­мо­фо­нии. Экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти взаи­мо­дей­ст­вия му­зы­ки и сти­ха при­ве­ли к по­яв­ле­нию не­обыч­ных тек­сто­му­зы­каль­ных форм, пе­ре­даю­щих ан­тич­ную стро­фи­ку (сап­фи­че­ская стро­фа и др.), и по­ро­ди­ли ори­ги­наль­ные мет­ро­рит­мич. эф­фек­ты (осо­бен­но яр­кий – в че­ре­до­ва­нии би­нар­ной и тер­нар­ной мет­рич. групп в пре­де­лах од­ной фра­зы тек­сто­му­зы­каль­ной стро­ки). Наи­бо­лее по­ка­за­тель­ны 33 «мет­ри­зо­ван­ные арии» (airs mesurés) и 6 шан­сон, во­шед­шие в сб. «Вес­на» (опубл. в 1603), хва­леб­ное пре­ди­сло­вие к ко­то­ро­му на­пи­сал Ба­иф. Не­обыч­ны­ми для франц. му­зы­ки то­го вре­ме­ни бы­ли экс­пе­ри­мен­ты Ле Ж. и в об­лас­ти гар­мо­нии; в ря­де сво­их свет­ских пе­сен («арий» и шан­сон) пы­тал­ся воз­ро­дить ан­тич­ную хро­му (ко­торую ин­тер­пре­ти­ро­вал как гар­мо­ни­за­цию ме­ло­дич. хо­да из двух по­лу­то­нов и ма­лой тер­ции). Пи­сал так­же итал. вил­ла­нел­лы (ок. 40) и кан­цо­нет­ты в итал. ма­не­ре, мо­те­ты, му­зы­ку для лют­ни. Му­зы­ка Ле Ж. по­лу­чи­ла зна­чит. ре­зо­нанс во Фран­ции: в 17 в. его но­ва­ция­ми вос­хи­щал­ся М. Мер­сенн, в 17–18 вв. псал­мы Ле Ж. слу­жи­ли ди­дак­тич. при­ме­ра­ми в учеб­ни­ках эле­мен­тар­ной муз. тео­рии, в 20 в. О. Мес­си­ан по­свя­тил ему соч. «Пять пе­ре­пе­вов» («Cinq rechants», 1948).

Лит.: Walker D. P. The aims of Baїf’s Aca­démie de poésie et de musique // Journal of the Re­naissance and Baroque Music. 1946/47. Vol. 1. P. 91–100; Lesure F., Walker D. P. C. Le Jeu­ne and musique mesurée // Musica Dis­cip­lina. 1949. Vol. 3. P. 151–170; Bonniffet P. Un ballet démasqué: l’union de la musique au verbe dans «Le printans» de J.-A. de Baїf et C. Le Jeune. P.; Gen., 1988; His I. C. Le Jeune et le rythme prosodique: la mutation des années 1570 // Re­vue de Musicologie. 1993. Vol. 79. № 2; Кю­ре­гян Т. С. Му­зы­ка ан­тич­ных форм // Sator te­net opera rotas. Ю. Н. Хо­ло­пов и его на­уч­ная шко­ла. М., 2003.

Вернуться к началу