ЛЕ ЖЁН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ ЖЁН, Лежён (Le Jeune) Клод (ок. 1528–30, Валансьен – 26.9.1600, Париж), франц. композитор. Возможно, жил в Париже с 1564. В 1582–84 работал при дворе герцога Франсуа Анжуйского (брата франц. короля), в 1596 занял пост «регулярного композитора» («compositeur ordinaire de la musique») при дворе короля Генриха IV. Был протестантом, написал ок. 350 многоголосных обработок псалмов на франц. яз., в т. ч. сб. «Додекахорд» (1598). Решающее влияние на творчество Ле Ж. оказало сотрудничество с поэтом-реформатором Ж. А. де Баифом (был членом его Академии поэзии и музыки). В попытке воплотить в музыке новую поэзию, созданную в псевдоантичной «квантитативной» метрике, Ле Ж. буквально следовал предписаниям академии: «долгие» и «краткие» слоги он передавал ритмич. длительностями, взятыми в отношении 2:1. Чтобы музыка не затемняла ритмич. рисунок, Ле Ж. свёл к минимуму технику полифонич. разработки темы (типичную для мн. жанров вокальной музыки Позднего Возрождения) и орнаментирование; хоральная фактура его многоголосных сочинений близко подходит к гомофонии. Эксперименты в области взаимодействия музыки и стиха привели к появлению необычных текстомузыкальных форм, передающих античную строфику (сапфическая строфа и др.), и породили оригинальные метроритмич. эффекты (особенно яркий – в чередовании бинарной и тернарной метрич. групп в пределах одной фразы текстомузыкальной строки). Наиболее показательны 33 «метризованные арии» (airs mesurés) и 6 шансон, вошедшие в сб. «Весна» (опубл. в 1603), хвалебное предисловие к которому написал Баиф. Необычными для франц. музыки того времени были эксперименты Ле Ж. и в области гармонии; в ряде своих светских песен («арий» и шансон) пытался возродить античную хрому (которую интерпретировал как гармонизацию мелодич. хода из двух полутонов и малой терции). Писал также итал. вилланеллы (ок. 40) и канцонетты в итал. манере, мотеты, музыку для лютни. Музыка Ле Ж. получила значит. резонанс во Франции: в 17 в. его новациями восхищался М. Мерсенн, в 17–18 вв. псалмы Ле Ж. служили дидактич. примерами в учебниках элементарной муз. теории, в 20 в. О. Мессиан посвятил ему соч. «Пять перепевов» («Cinq rechants», 1948).