ВЫСО́ЦКИЙ ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЫСО́ЦКИЙ Владимир Семёнович (25.1.1938, Москва – 25.7.1980, там же), рус. поэт, актёр. Родился в семье военного. В 1960 окончил Школу-студию МХАТ. В 1959 дебютировал в кино (эпизодич. роль в ф. «Сверстницы» В. С. Ордынского). С 1960 работал в Моск. драматич. театре им. А. С. Пушкина, с 1962 – в Моск. театре миниатюр; с осени 1964 – в Моск. театре на Таганке. Писал песни с 1961 (первая – «Татуировка»); первоначально исполнял их в дружеском кругу, с 1965 выступал в разных городах страны. Мн. песни были написаны для театральных спектаклей и кинофильмов, в т. ч. для ф. «Вертикаль» (1967, режиссёры С. С. Говорухин и Б. В. Дуров), где он также сыграл свою первую большую роль в кино. Остросоциальные песни В. благодаря магнитофонным записям распространились по всей стране, что вызвало недовольство властей и инспирированную ими газетную травлю (реакцией на которую стала песня «Охота на волков», 1968). В 1967 В. познакомился с актрисой М. Влади, ставшей его женой в 1970.
Как поэт В. реализовал себя гл. обр. в жанре авторской песни; писал также исповедально-филос. стихи: «Мой Гамлет» (1972), «Мой чёрный человек в костюме сером…» (1979) и др. Его поэзия, универсальная по тематике (военные, сказочные, «спортивные», сатирические и др. песни), отличается наличием смыслового подтекста, определённостью личной социально-нравственной позиции («Я не люблю…», 1969), тонким остроумием и мастерским владением языком, особенно разговорным. Внедряя в поэзию прозаич. сюжеты и образы, В. продолжил гражд. линию Н. А. Некрасова, традиции отеч. авторской песни (Б. Ш. Окуджава), в образно-стилистич. и стиховом плане новаторски применил опыт рус. футуризма (в особенности В. В. Маяковского). Песни и стихи В. при жизни не печатались по идеологич. причинам; первый сборник его поэзии вышел посмертно («Нерв», 1981). В последние годы жизни обратился также к прозе (неоконч. «Роман о девочках»).
В театральных работах В. сочетал экспрессивность с психологич. достоверностью. В постановках Ю. П. Любимова с успехом сыграл роли Хлопуши («Пугачёв» С. А. Есенина), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Гамлета (одноим. трагедия У. Шекспира), Свидригайлова (по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского); в спектакле А. В. Эфроса по пьесе «Вишнёвый сад» А. П. Чехова – роль Лопахина. В кино В. работал с режиссёрами Е. Е. Кареловым («Служили два товарища»), А. Н. Миттой («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»), К. Г. Муратовой («Короткие встречи»), Г. И. Полокой («Интервенция»), В. Т. Туровым («Я родом из детства»), И. Е. Хейфицем («Плохой хороший человек»), Г. Э. Юнгвальд-Хилькевичем («Опасные гастроли») и др., играя роли самого широкого диапазона. Свои последние роли В. создал в телефильмах: Дон Гуан («Маленькие трагедии» по А. С. Пушкину, реж. М. А. Швейцер) и капитан Жеглов («Место встречи изменить нельзя», реж. С. С. Говорухин). Гос. пр. СССР (1987, посм.). С 1992 в Москве работает Культурный центр-музей В. С. Высоцкого.