Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЫСО́ЦКИЙ ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 147

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Вл. Новиков
В. С. Высоцкий в фильме «Маленькие трагедии». 1979.

ВЫСО́ЦКИЙ Вла­ди­мир Се­мё­но­вич (25.1.1938, Мо­ск­ва – 25.7.1980, там же), рус. по­эт, ак­тёр. Ро­дил­ся в се­мье во­ен­но­го. В 1960 окон­чил Шко­лу-сту­дию МХАТ. В 1959 де­бю­ти­ро­вал в ки­но (эпи­зо­дич. роль в ф. «Свер­ст­ни­цы» В. С. Ор­дын­ско­го). С 1960 ра­бо­тал в Моск. дра­ма­тич. те­ат­ре им. А. С. Пуш­ки­на, с 1962 – в Моск. те­ат­ре ми­ниа­тюр; с осе­ни 1964 – в Моск. те­ат­ре на Та­ган­ке. Пи­сал пес­ни с 1961 (пер­вая – «Та­туи­ров­ка»); пер­во­на­чаль­но ис­пол­нял их в дру­же­ском кру­гу, с 1965 вы­сту­пал в раз­ных го­ро­дах стра­ны. Мн. пес­ни бы­ли на­пи­са­ны для те­ат­раль­ных спек­так­лей и ки­но­филь­мов, в т. ч. для ф. «Вер­ти­каль» (1967, ре­жис­сё­ры С. С. Го­во­ру­хин и Б. В. Ду­ров), где он так­же сыг­рал свою пер­вую боль­шую роль в ки­но. Ост­ро­со­ци­аль­ные пес­ни В. бла­го­да­ря маг­ни­то­фон­ным за­пи­сям рас­про­стра­ни­лись по всей стра­не, что вы­зва­ло не­до­воль­ство вла­стей и ин­спи­ри­ро­ван­ную ими га­зет­ную трав­лю (ре­ак­ци­ей на ко­то­рую ста­ла пес­ня «Охо­та на вол­ков», 1968). В 1967 В. по­зна­ко­мил­ся с ак­три­сой М. Вла­ди, став­шей его же­ной в 1970.

Как по­эт В. реа­ли­зо­вал се­бя гл. обр. в жан­ре ав­тор­ской пес­ни; пи­сал так­же ис­по­ве­даль­но-фи­лос. сти­хи: «Мой Гам­лет» (1972), «Мой чёр­ный че­ло­век в кос­тю­ме се­ром…» (1979) и др. Его по­эзия, уни­вер­саль­ная по те­ма­ти­ке (во­ен­ные, ска­зоч­ные, «спор­тив­ные», са­ти­ри­че­ские и др. пес­ни), от­ли­ча­ет­ся на­ли­чи­ем смы­сло­во­го под­тек­ста, оп­ре­де­лён­ностью лич­ной со­ци­аль­но-нрав­ст­вен­ной по­зи­ции («Я не люб­лю…», 1969), тон­ким ост­ро­уми­ем и мас­тер­ским вла­де­ни­ем язы­ком, осо­бен­но раз­го­вор­ным. Вне­дряя в по­эзию про­за­ич. сю­же­ты и об­ра­зы, В. про­дол­жил гражд. ли­нию Н. А. Не­кра­со­ва, тра­ди­ции отеч. ав­тор­ской пес­ни (Б. Ш. Окуд­жа­ва), в об­раз­но-сти­ли­стич. и сти­хо­вом пла­не но­ва­тор­ски при­ме­нил опыт рус. фу­ту­риз­ма (в осо­бен­но­сти В. В. Мая­ков­ско­го). Пес­ни и сти­хи В. при жиз­ни не пе­ча­та­лись по идео­ло­гич. при­чи­нам; пер­вый сбор­ник его по­эзии вы­шел по­смерт­но («Нерв», 1981). В по­след­ние го­ды жиз­ни об­ра­тил­ся так­же к про­зе (не­оконч. «Ро­ман о де­воч­ках»).

В те­ат­раль­ных ра­бо­тах В. со­че­тал экс­прес­сив­ность с пси­хо­ло­гич. дос­то­вер­но­стью. В по­ста­нов­ках Ю. П. Лю­бимо­ва с ус­пе­хом сыг­рал ро­ли Хло­пу­ши («Пу­га­чёв» С. А. Есе­ни­на), Га­ли­лея («Жизнь Га­ли­лея» Б. Брех­та), Гам­ле­та (од­но­им. тра­ге­дия У. Шек­спи­ра), Свид­ри­гай­ло­ва (по «Пре­сту­п­ле­нию и на­ка­за­нию» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го); в спек­так­ле А. В. Эф­ро­са по пье­се «Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва – роль Ло­па­хи­на. В ки­но В. ра­ботал с ре­жис­сё­ра­ми Е. Е. Ка­реловым («Слу­жи­ли два то­ва­ри­ща»), А. Н. Мит­той («Сказ про то, как царь Пётр ара­па же­нил»), К. Г. Му­ра­то­вой («Ко­рот­кие встре­чи»), Г. И. По­ло­кой («Ин­тер­вен­ция»), В. Т. Ту­ро­вым («Я ро­дом из дет­ст­ва»), И. Е. Хей­фи­цем («Пло­хой хо­ро­ший че­ло­век»), Г. Э. Юн­гвальд-Хиль­ке­ви­чем («Опас­ные га­ст­ро­ли») и др., иг­рая ро­ли са­мо­го ши­ро­ко­го диа­па­зо­на. Свои по­след­ние ро­ли В. соз­дал в те­ле­филь­мах: Дон Гу­ан («Ма­лень­кие тра­ге­дии» по А. С. Пуш­ки­ну, реж. М. А. Швей­цер) и ка­пи­тан Жег­лов («Ме­сто встре­чи из­ме­нить нель­зя», реж. С. С. Го­во­ру­хин). Гос. пр. СССР (1987, посм.). С 1992 в Мо­ск­ве ра­бо­та­ет Куль­тур­ный центр-му­зей В. С. Вы­соц­ко­го.

Соч.: Соч.: В 2 т. [16-е изд.]. М., 2004; Соч.: В 4 т. М., 2006.

Лит.: Ку­ла­гин А. В. По­эзия В. С. Вы­соц­ко­го: Твор­че­ская эво­лю­ция. 2-е изд. М., 1997; Мир Вы­соц­ко­го: ис­сле­до­ва­ния и ма­те­риа­лы. М., 1997–2002. Вып. 1–6; Вла­ди М. Вла­ди­мир, или Пре­рван­ный по­лет. М., 2004; Но­ви­ков Вл. Вы­соц­кий. 2-е изд. М., 2005; Кре­че­то­ва Р. П. Трое: Лю­би­мов. Бо­ров­ский. Вы­соц­кий. М., 2005.

Вернуться к началу