Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛО́КА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 732

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

ПОЛО́КА Ген­на­дий Ива­но­вич (р. 15.7.1930, Са­ма­ра), рос. ки­но­ре­жис­сёр, засл. деят. ис­кус­ств РФ (1992), нар. арт. РФ (1998). В 1947–51 учил­ся на ак­тёр­ском от­де­ле­нии Те­ат­раль­но­го уч-ща им. М. С. Щеп­ки­на (курс М. О. Кне­бель, Л. А. Вол­ко­ва), в 1957 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская Л. В. Ку­ле­шо­ва и А. С. Хох­ло­вой). С 1957 ре­жис­сёр ки­но­сту­дии «Мос­фильм». В 1960 на ки­но­сту­дии «Турк­мен­фильм» по сце­на­рию Ю. В. Три­фо­но­ва снял ф. «Чай­ки над бар­ха­на­ми» о строи­тель­ст­ве во­до­ка­на­ла; об­ви­нён ЦК Турк­ме­нии в «дис­кре­ди­та­ции ге­рои­че­ско­го под­ви­га со­вет­ско­го на­ро­да» (ма­те­ри­ал унич­то­жен). Фильм «Ка­про­но­вые се­ти» (1963, совм. с Л. А. Шен­ге­ли­ей) на ма­те­риа­ле при­клю­ченч. дет­ско­го ки­но от­кры­вал па­ра­док­саль­ный под­ход к бы­тию, где доб­ро в любой мо­мент мо­жет обер­нуть­ся злом, и на­обо­рот. Те­ма ме­няю­ще­го мас­ки ми­ра ста­ла сквоз­ной в твор­че­ст­ве П. На­чи­ная с кар­ти­ны о шко­ле для бес­при­зор­ни­ков «Рес­пуб­ли­ка ШКИД» (1966) фор­ми­ро­вал­ся ин­ди­ви­ду­аль­ный по­черк ре­жис­сё­ра, со­еди­няю­щий те­ат­ра­ли­за­цию жиз­ни со сти­хи­ей тра­ги­ко­мич. кар­на­ва­ла (как пра­ви­ло, на ма­те­риа­ле 1920-х гг.). Ра­ди­каль­ным ки­но­экс­пе­ри­мен­том стал по­став­лен­ный в фор­ме от­кры­то­го гро­те­ска в на­ро­чи­то ус­лов­ных де­ко­ра­ци­ях ф. «Ин­тер­вен­ция» (1968, вы­шел на эк­ра­ны в 1987). П. пред­при­нял ори­ги­наль­ный опыт в об­лас­ти ки­но­язы­ка, пре­вра­тив фильм о сов. раз­вед­чи­ке «Один из нас» (1971) в тон­кую иро­нич. па­ро­дию на пред­во­ен­ные де­тек­ти­вы 1930-х гг. В по­став­лен­ной в тра­диц. клю­че тра­ги­ко­ме­дии «Оди­но­ж­ды один» (1975) ге­ро­ем из­бран че­ло­век, всю жизнь тво­ря­щий свой собств. кар­на­вал и ут­ра­тив­ший ин­ди­ви­ду­аль­ность. Ду­хом экс­пе­ри­мен­та про­ни­за­на со­здан­ная в сти­ли­сти­ке гро­те­ско­во­го хеп­пе­нин­га те­ле­ди­ло­гия «На­ше при­зва­ние» (1981, вы­шла на эк­ра­ны в 1986) и «Я – во­жа­тый фор­по­ста» (1986). Па­ро­дий­ный де­тек­тив «А был ли Ка­ро­тин?» (1989) по­ве­ст­ву­ет об эпо­хе 1920-х гг., ко­гда все мо­раль­ные нор­мы пе­ре­вёр­ну­ты с ног на го­ло­ву, из-за че­го и са­мо про­во­ди­мое гл. ге­ро­ем след­ст­вие обо­ра­чи­ва­ет­ся дра­ма­тич. аб­сур­дом и те­ря­ет смысл. В ос­но­ве ф. «Воз­вра­ще­ние бро­не­нос­ца» (1997, по од­но­им. по­вес­ти А. Я. Ка­п­ле­ра) – ис­сле­до­ва­ние по­ро­ж­дён­но­го ре­во­люц. сти­хи­ей но­во­го че­ло­ве­че­ско­го – тра­ги­чес­ко­го – ти­па «же­лез­но­го» боль­ше­ви­ка. Фильм «Око за око» (2010, по мо­ти­вам по­вес­ти «Седь­мой спут­ник» Б. А. Лав­ре­нё­ва) – дра­ма­тич. ис­то­рия цар­ско­го ге­не­ра­ла, ока­зав­ше­го­ся в во­до­во­ро­те ре­во­люц. хао­са. Под псевд. Е. Го­ра­щен­ко П. по­ста­вил те­ле­филь­мы «Его от­пуск» (1981, совм. с Ю. Н. Дуб­ро­ви­ным) и «3% рис­ка» (1985, совм. с В. М. Шре­де­лем). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев не­ко­то­рых сво­их филь­мов. Вы­сту­пал также как актёр. В 1974–76 гл. ре­жис­сёр дра­ма­тич. те­ат­ра МГУ. В 1976–80 ху­дож. ру­ко­во­ди­тель сту­дии муз. филь­ма те­ле­ви­зи­он­но­го творч. объ­е­ди­не­ния «Эк­ран». С 2008 пред. моск. от­де­ле­ния Сою­за ки­не­ма­то­гра­фи­стов. Пре­по­да­вал в Ко­ро­лев­ском кол­лед­же в Лон­до­не (1988–91), во ВГИКе (1989–2002).

Лит.: Де­мин В. Реа­би­ли­та­ция // Ис­кус­ст­во ки­но. 1988. № 2; Сти­шо­ва Е. Вре­мя пе­ча­ли пус­кай по­до­ж­дет // Там же. 1996. № 10.

Вернуться к началу