КНЕ́БЕЛЬ МАРИЯ ОСИПОВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КНЕ́БЕЛЬ Мария Осиповна (Иосифовна) [6(18).5.1898, Москва – 3.6.1985, там же], рос. актриса, режиссёр, педагог, нар. арт. РСФСР (1958). Дочь И. Н. Кнебеля. С 1918 в студии М. А. Чехова, с 1921 в Школе 2-й Студии МХТ, где проявилось её острохарактерное дарование: в гротескной манере сыграла Сумасшедшую барыню («Гроза» А. Н. Островского) и сама придумала роль карлика-слуги Франца Моора («Разбойники» Ф. Шиллера). В 1924–50 в труппе МХАТа: миссис Снитчей и миссис Уордль («Битва жизни» и «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу), Карпухина («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому), Шарлотта («Вишнёвый сад» А. П. Чехова), Горностаева («Любовь Яровая» К. А. Тренёва) и др. Даже в коротком эпизоде с помощью нескольких точных эффектных деталей К. умела создать яркий, объёмный образ, дать исчерпывающую характеристику своему персонажу: обывательница с палантином («Блокада» В. В. Вишневского), горбатая старушка («Воскресение» по Л. Н. Толстому), помощник кинооператора («Реклама» М. Уоткинса). Режиссёрскую деятельность начала в 1935 в моск. Театре-студии им. М. Н. Ермоловой (с 1937 Театр им. М. Н. Ермоловой): «Дальняя дорога» А. Н. Арбузова (1936), «Последние» и «Дети солнца» М. Горького (оба 1937, последний с Н. П. Хмелёвым), «Как вам это понравится» У. Шекспира (1940, с Хмелёвым). Во МХАТе участвовала в постановке спектаклей «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина (1942, возобновлена в 1956) и «Русские люди» К. М. Симонова (1943), поставила «Трудные годы» из дилогии «Иван Грозный» А. Н. Толстого (1946, совм. с А. Д. Поповым) и «Безымянную звезду» М. Себастьяна (1957, с В. П. Марковым). С 1950 реж., в 1955–60 гл. реж. Центр. детского театра. Сочность красок и богатство метафор в спектаклях К. сочетались с глубиной психологич. характеристик и умением создать сценич. атмосферу: «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1951), «Страница жизни» В. С. Розова (1952), «Оливер Твист» по Ч. Диккенсу (1956) и др. Среди постановок в др. театрах: «Иванов» А. П. Чехова (1954) в Моск. театре им. А. С. Пушкина, «Вишнёвый сад» Чехова (1965) и «Тот, кто получает пощёчины» Л. Н. Андреева (1972) в ЦТСА, «Дядюшкин сон» (1972, инсценировка К.) в Моск. театре им. Вл. Маяковского, «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1976) в Моск. театре им. К. С. Станиславского, и др. Будучи одним из крупнейших режиссёров-педагогов, К. утверждала свободное от догматизма творч. понимание Станиславского системы. С 1940 преподавала в Театральном уч-ще им. М. С. Щепкина, с 1948 на режиссёрском ф-те ГИТИСа (с 1960 проф.). Автор работ по технике актёрской игры и режиссёрскому иск-ву. Особое внимание уделяла популяризации наследия М. А. Чехова, содействуя публикации его трудов. Гос. пр. СССР (1978).