Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КНЕ́БЕЛЬ МАРИЯ ОСИПОВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 331

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Смольяков

КНЕ́БЕЛЬ Ма­рия Оси­пов­на (Ио­си­фов­на) [6(18).5.1898, Мо­ск­ва – 3.6.1985, там же], рос. ак­три­са, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. РСФСР (1958). Дочь И. Н. Кне­бе­ля. С 1918 в сту­дии М. А. Че­хо­ва, с 1921 в Шко­ле 2-й Сту­дии МХТ, где про­явилось её ост­ро­ха­рак­тер­ное да­ро­ва­ние: в гро­те­ск­ной ма­не­ре сыг­ра­ла Су­ма­сшед­шую ба­ры­ню («Гро­за» А. Н. Ост­ров­ско­го) и са­ма при­ду­ма­ла роль кар­ли­ка-слу­ги Фран­ца Мо­ора («Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра). В 1924–50 в труп­пе МХАТа: мис­сис Снит­чей и мис­сис Уордль («Бит­ва жиз­ни» и «Пи­к­вик­ский клуб» по Ч. Дик­кен­су), Кар­пу­хи­на («Дя­дюш­кин сон» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), Шар­лот­та («Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва), Гор­но­стае­ва («Лю­бовь Яро­вая» К. А. Тре­нё­ва) и др. Да­же в ко­рот­ком эпи­зо­де с по­мо­щью не­сколь­ких точ­ных эф­фект­ных де­та­лей К. уме­ла соз­дать яр­кий, объ­ём­ный об­раз, дать ис­чер­пы­ваю­щую ха­рак­те­ри­сти­ку сво­ему пер­со­на­жу: обы­ва­тель­ни­ца с па­лан­ти­ном («Бло­ка­да» В. В. Виш­нев­ско­го), гор­ба­тая ста­руш­ка («Вос­кре­се­ние» по Л. Н. Тол­сто­му), по­мощ­ник ки­но­опе­ра­то­ра («Рек­ла­ма» М. Уот­кин­са). Ре­жис­сёр­скую дея­тель­ность на­ча­ла в 1935 в моск. Те­ат­ре-сту­дии им. М. Н. Ер­мо­ло­вой (с 1937 Те­атр им. М. Н. Ер­мо­ло­вой): «Даль­няя до­ро­га» А. Н. Ар­бу­зо­ва (1936), «По­след­ние» и «Де­ти солн­ца» М. Горь­ко­го (оба 1937, по­след­ний с Н. П. Хме­лё­вым), «Как вам это по­нра­вит­ся» У. Шек­спи­ра (1940, с Хме­лё­вым). Во МХАТе уча­ст­во­ва­ла в по­ста­нов­ке спек­так­лей «Крем­лёв­ские ку­ран­ты» Н. Ф. По­го­ди­на (1942, во­зоб­нов­ле­на в 1956) и «Рус­ские лю­ди» К. М. Си­мо­но­ва (1943), по­ста­ви­ла «Труд­ные го­ды» из ди­ло­гии «Иван Гроз­ный» А. Н. Тол­сто­го (1946, совм. с А. Д. По­по­вым) и «Бе­зы­мян­ную звез­ду» М. Се­ба­сть­я­на (1957, с В. П. Мар­ко­вым). С 1950 реж., в 1955–60 гл. реж. Центр. дет­ско­го те­ат­ра. Соч­ность кра­сок и бо­гат­ст­во ме­та­фор в спек­так­лях К. со­че­та­лись с глу­би­ной пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­стик и уме­ни­ем соз­дать сце­нич. ат­мо­сфе­ру: «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва (1951), «Стра­ни­ца жиз­ни» В. С. Ро­зо­ва (1952), «Оли­вер Твист» по Ч. Дик­кен­су (1956) и др. Сре­ди по­ста­но­вок в др. те­ат­рах: «Ива­нов» А. П. Че­хо­ва (1954) в Моск. те­ат­ре им. А. С. Пуш­ки­на, «Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва (1965) и «Тот, кто по­лу­ча­ет по­щё­чи­ны» Л. Н. Ан­д­рее­ва (1972) в ЦТСА, «Дя­дюш­кин сон» (1972, инс­це­ни­ров­ка К.) в Моск. те­ат­ре им. Вл. Мая­ков­ско­го, «Те­ни» М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на (1976) в Моск. те­ат­ре им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го, и др. Бу­ду­чи од­ним из круп­ней­ших ре­жис­сё­ров-пе­да­го­гов, К. ут­вер­жда­ла сво­бод­ное от дог­ма­тиз­ма творч. по­ни­ма­ние Ста­ни­слав­ско­го сис­те­мы. С 1940 пре­по­да­ва­ла в Те­ат­раль­ном уч-ще им. М. С. Щеп­ки­на, с 1948 на ре­жис­сёр­ском ф-те ГИТИСа (с 1960 проф.). Ав­тор ра­бот по тех­ни­ке ак­тёр­ской иг­ры и ре­жис­сёр­ско­му иск-ву. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ла по­пу­ля­ри­за­ции на­сле­дия М. А. Че­хо­ва, со­дей­ст­вуя пуб­ли­ка­ции его тру­дов. Гос. пр. СССР (1978).

Соч.: О не­ко­то­рых во­про­сах ре­жис­сер­ской ме­то­до­ло­гии Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко // Во­про­сы ре­жис­су­ры. М., 1954; Вся жизнь. М., 1967; Сло­во в твор­че­ст­ве ак­те­ра. 3-е изд. М., 1970; О том, что мне ка­жет­ся осо­бен­но важ­ным. М., 1971; О дей­ст­вен­ном ана­ли­зе пье­сы и ро­ли. 3-е изд. М., 1982; По­эзия пе­да­го­ги­ки. 2-е изд. М., 1984; О М. Че­хо­ве и его твор­че­ском на­сле­дии // Че­хов М. Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие. 2-е изд. М., 1995. Т. 1.

Лит.: Ры­жо­ва В. Ф. Путь к спек­так­лю. Ре­пе­ти­ции ве­дут Г. А. Тов­сто­но­гов, М. О. Кне­бель, Б. А. Львов-Ано­хин. М., 1967; Вла­ди­ми­ро­ва З. В. Кне­бель. М., 1991.

Вернуться к началу