ПОПО́В АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОПО́В Алексей Дмитриевич [12(24).3.1892, с. Перелюб Николаевского у. Саратовской губ., ныне Саратовской обл. – 18.8.1961, Москва], рос. режиссёр, теоретик театра, педагог, нар. арт. СССР (1948). Отец А. А. Попова. Учился в Казанской худож. школе (1911–12). Театральные взгляды П. формировались под влиянием эстетики раннего МХТ. В 1912–18 актёр этого театра. С основанием 1-й Студии МХТ слушал лекции К. С. Станиславского, играл в спектаклях (Дантье – «Гибель "Надежды"» Г. Хейерманса, Калеб Племмер – «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу, Нордлинг – «Потоп» Г. Бергера). Одновременно снимался в кино (Смердяков – «Братья Карамазовы» и др.). По приглашению Е. Б. Вахтангова с 1916 вёл репетиции «Незнакомки» А. А. Блока и преподавал в Мансуровской студии, с 1917 преподавал в студии «Габима». С 1918 руководил в Костроме драматич. студией (Театр студийных постановок), сочетая постановочную и учебную работу по Станиславского системе. Первые режиссёрские опыты П. – версии спектаклей 1-й Студии МХТ «Потоп», «Сверчок на печи» и др. Среди оригинальных постановок: «Ученик дьявола» Б. Шоу (1920), «Вечер памяти Парижской коммуны» (1921), «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» А. М. Ремизова (1922), «Волки» Р. Роллана (1923). С 1923 в Москве: актёр и режиссёр 3-й Студии МХАТ (с 1926 Театр им. Евг. Вахтангова). В «Комедиях Мериме» («Театр Клары Газуль», 1924) психологич. разработку характеров П. стремился соединить с праздничной театральностью, гротеском. Новизна человеческих типов, свежесть и выразительность сцен и массовых композиций, поэтичность «есенинских» деревенских красок сделали постановку «Виринеи» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина (1925) заметной вехой развития отеч. театра. Опытом сатиры на нравы НЭПа стала комедия «Зойкина квартира» М. А. Булгакова (1926). Поисками выразит. средств народно-героич. спектакля отмечен «Разлом» Б. А. Лавренёва (1927). В пьесе «Заговор чувств» Ю. К. Олеши (1929) одноврем. с иронич. изображением мещанства П. пытался поднять нравственно-этич. проблемы нового человека. Параллельно выступал как кинорежиссёр: поставил одну из лучших комедий немого экрана – «Два друга, модель и подруга» (1928) и ф. «Крупная неприятность» (1930). В 1930 покинул Театр им. Евг. Вахтангова. С 1931 гл. реж. Театра Революции. В режиссуре этой поры стремился к «действенной реализации образа», динамике, чёткости пластич. решения, увлечённый идеей синтеза внутр. техники в духе МХАТа, вахтанговского «темперамента от мысли» и «внешней техники», разработанной В. Э. Мейерхольдом. Среди постановок: «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932) и «После бала» (1934) Н. Ф. Погодина. В 1935 П. поставил «Ромео и Джульетту» У. Шекспира – трагедию любви в мире феодальной вражды, злобы и нарастающей власти денег, решённую сценически живописно и масштабно. В 1935–50 худ. рук. ЦТКА. Шекспировские искания здесь продолжили спектакли «Укрощение строптивой» (1937) и «Сон в летнюю ночь» (июнь 1941). Мастерством изобразит. решения, масштабностью в сочетании с детально разработанными образами отличались постановки: «Падь Серебряная» Погодина (1939), «Бессмертный» А. Н. Арбузова и А. К. Гладкова (1943), «Сталинградцы» Ю. П. Чепурина (1944), «Полководец» К. А. Тренёва (1945) и др. Принципиальным режиссёрским успехом стала героич. комедия Гладкова «Давным-давно» (1942, Гос. пр. СССР, 1943). В 1945 П. поставил во МХАТе «Трудные годы» А. Н. Толстого. Среди др. спектаклей: «Степь широкая» Н. Г. Винникова (1949), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1951). С 1918 вёл педагогич. работу в театральных студиях, в ГИТИСе (с 1935, проф. с 1940). Среди учеников: А. А. Попов, Л. Е. Хейфец, Б. А. Львов-Анохин.
Гос. пр. СССР (1950, 1951). Награждён орденом Ленина.