ПОПО́В АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОПО́В Андрей Алексеевич (12.4.1918, Кострома – 10.6.1983, Москва), рос. актёр, режиссёр, педагог, нар. арт. СССР (1965). Сын и ученик А. Д. Попова. С 1940, по окончании студии при ЦТКА, в этом театре (с 1951 ЦТСА; в 1963–73 гл. режиссёр). В первых же ролях обнаружил тяготение к острой характерности: Сильвен («Копилка» Э. Лабиша), Клобуков («За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва), Слёзкин («Степь широкая» Н. Г. Винникова; Гос. пр. СССР, 1950). Виртуозное владение техникой актёрского мастерства, высокая сценич. культура позволяли П. создавать многоплановые образы, добиваться богатства психологич. оттенков: Росс («Последняя остановка» Э. М. Ремарка), Платонов («Океан» А. П. Штейна), Яков Богомолов («Яков Богомолов» М. Горького), царь Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого), Войницкий («Дядя Ваня» А. П. Чехова), Тот («Тот, кто получает пощёчины» Л. Н. Андреева) и др. В комических, подчас буффонных ролях, сыгранных с искромётным юмором и внезапным драматизмом, проявлялась особая грация, мягкость исполнительской манеры: Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Белардо («Учитель танцев» Лопе Ф. де Веги Карпьо), Ржевский («Давным-давно» А. К. Гладкова), Петруччо («Укрощение строптивой» У. Шекспира). Поставил спектакли: «Камешки на ладони» А. Д. Салынского (1965), «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (1968) и др. С 1974 в труппе МХАТа: Лебедев, Сорин («Иванов», «Чайка» Чехова), Жуковский («Медная бабушка» Л. Г. Зорина), Галилей («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лоншаков («Обратная связь» А. И. Гельмана), Кушак («Утиная охота» А. В. Вампилова), Отец («Отец и сын» по Ф. Кафке). В 1976–79 одновременно худ. рук. Моск. драматич. театра им. К. С. Станиславского: стремясь к творч. обновлению, пригласил в театр своих учеников – режиссёров А. А. Васильева, Б. А. Морозова, И. Л. Райхельгауза. В кино с 1930 («Крупная неприятность»). Сыгранные П., мастером реалистич. портрета, герои-современники отличаются тонкостью душевной организации, умом, благородством: Новиков («Палата»), отец Ольги («Дневные звёзды»), Крымов («Повесть о человеческом сердце»), Ефим Николаевич («Учитель пения») и др. В экранизациях классики придавал героям особую личностную интонацию, сочетающуюся с верностью авторскому стилю: Дюковский («Шведская спичка»), Яго («Отелло»), Челкаш («Челкаш»), Ростовщик («Кроткая»), Захар («Несколько дней из жизни И. И. Обломова»). В 1968–83 преподавал в ГИТИСе (с 1973 проф.).