Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОПО́В

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 141

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПОПО́В Алек­сей Дмит­рие­вич [12(24).3.1892, с. Пе­ре­люб Ни­ко­ла­ев­ско­го у. Са­ра­тов­ской губ., ны­не Са­ра­тов­ской обл. – 18.8.1961, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, тео­ре­тик те­ат­ра, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1948). Отец А. А. По­по­ва. Учил­ся в Ка­зан­ской ху­дож. шко­ле (1911–12). Те­ат­раль­ные взгля­ды П. фор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем эс­те­ти­ки ран­не­го МХТ. В 1912–18 ак­тёр это­го те­ат­ра. С ос­но­ва­ни­ем 1-й Сту­дии МХТ слу­шал лек­ции К. С. Ста­ни­слав­ско­го, иг­рал в спек­так­лях (Дан­тье – «Ги­бель "На­де­ж­ды"» Г. Хей­ер­ман­са, Ка­леб Плем­мер – «Свер­чок на пе­чи» по Ч. Дик­кен­су, Нор­д­линг – «По­топ» Г. Бер­ге­ра). Од­но­вре­мен­но сни­мал­ся в ки­но (Смер­дя­ков – «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» и др.). По при­гла­ше­нию Е. Б. Вах­тан­го­ва с 1916 вёл ре­пе­ти­ции «Не­зна­ком­ки» А. А. Бло­ка и пре­по­да­вал в Ман­су­ров­ской сту­дии, с 1917 пре­по­да­вал в сту­дии «Га­би­ма». С 1918 ру­ко­во­дил в Ко­ст­ро­ме дра­ма­тич. сту­ди­ей (Те­атр сту­дий­ных по­ста­но­вок), со­че­тая по­ста­но­воч­ную и учеб­ную ра­бо­ту по Ста­ни­слав­ско­го сис­те­ме. Пер­вые ре­жис­сёр­ские опы­ты П. – вер­сии спек­так­лей 1-й Сту­дии МХТ «По­топ», «Свер­чок на пе­чи» и др. Сре­ди ори­ги­наль­ных по­ста­но­вок: «Уче­ник дья­во­ла» Б. Шоу (1920), «Ве­чер па­мя­ти Па­риж­ской ком­му­ны» (1921), «Тра­ге­дия об Иу­де, прин­це Ис­ка­ри­от­ском» А. М. Ре­ми­зо­ва (1922), «Вол­ки» Р. Рол­ла­на (1923). С 1923 в Мо­ск­ве: ак­тёр и ре­жис­сёр 3-й Сту­дии МХАТ (с 1926 Те­атр им. Евг. Вах­тан­го­ва). В «Ко­ме­ди­ях Ме­ри­ме» («Те­атр Кла­ры Га­зуль», 1924) пси­хо­ло­гич. раз­ра­бот­ку ха­рак­те­ров П. стре­мил­ся со­еди­нить с празд­нич­ной те­ат­раль­но­стью, гро­те­ском. Но­виз­на че­ло­ве­че­ских ти­пов, све­жесть и вы­ра­зи­тель­ность сцен и мас­со­вых ком­по­зи­ций, по­этич­ность «есе­нин­ских» де­ре­вен­ских кра­сок сде­ла­ли по­ста­нов­ку «Ви­ри­неи» Л. Н. Сей­фул­ли­ной и В. П. Прав­ду­хи­на (1925) за­мет­ной ве­хой раз­ви­тия отеч. те­ат­ра. Опы­том са­ти­ры на нра­вы НЭПа ста­ла ко­ме­дия «Зой­ки­на квар­ти­ра» М. А. Бул­га­ко­ва (1926). По­ис­ка­ми вы­ра­зит. средств на­род­но-ге­ро­ич. спек­так­ля от­ме­чен «Раз­лом» Б. А. Лав­ре­нё­ва (1927). В пье­се «За­го­вор чувств» Ю. К. Оле­ши (1929) од­но­врем. с иро­нич. изо­бра­же­ни­ем ме­щан­ст­ва П. пы­тал­ся под­нять нрав­ст­вен­но-этич. про­бле­мы но­во­го че­ло­ве­ка. Па­рал­лель­но вы­сту­пал как ки­но­ре­жис­сёр: по­ста­вил од­ну из луч­ших ко­ме­дий не­мо­го эк­ра­на – «Два дру­га, мо­дель и под­ру­га» (1928) и ф. «Круп­ная не­при­ят­ность» (1930). В 1930 по­ки­нул Те­атр им. Евг. Вах­тан­го­ва. С 1931 гл. реж. Те­ат­ра Ре­во­лю­ции. В ре­жис­су­ре этой по­ры стре­мил­ся к «дей­ст­вен­ной реа­ли­за­ции об­раза», ди­на­ми­ке, чёт­ко­сти пла­стич. ре­ше­ния, ув­ле­чён­ный иде­ей син­те­за внутр. тех­ни­ки в ду­хе МХАТа, вах­тан­гов­ско­го «тем­пе­ра­мен­та от мыс­ли» и «внеш­ней тех­ни­ки», раз­ра­бо­тан­ной В. Э. Мей­ер­холь­дом. Сре­ди по­ста­но­вок: «По­эма о то­по­ре» (1931), «Мой друг» (1932) и «По­сле ба­ла» (1934) Н. Ф. По­го­ди­на. В 1935 П. по­ста­вил «Ро­мео и Джуль­ет­ту» У. Шек­спи­ра – тра­гедию люб­ви в ми­ре фео­даль­ной вра­ж­ды, зло­бы и на­рас­таю­щей вла­сти де­нег, ре­шён­ную сце­ни­че­ски жи­во­пис­но и мас­штаб­но. В 1935–60 худ. рук. ЦТКА. Шек­спи­ров­ские ис­ка­ния здесь про­дол­жи­ли спек­так­ли «Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» (1937) и «Сон в лет­нюю ночь» (июнь 1941). Мас­тер­ст­вом изо­бра­зит. ре­ше­ния, мас­штаб­но­стью в со­че­та­нии с де­таль­но раз­ра­бо­тан­ны­ми об­раз­ами от­ли­ча­лись по­ста­нов­ки: «Падь Се­реб­ря­ная» По­го­ди­на (1939), «Бес­смерт­ный» А. Н. Ар­бу­зо­ва и А. К. Глад­ко­ва (1943), «Ста­лин­град­цы» Ю. П. Че­пу­ри­на (1944), «Пол­ко­во­дец» К. А. Тре­нё­ва (1945) и др. Прин­ци­пи­аль­ным ре­жис­сёр­ским ус­пе­хом ста­ла ге­ро­ич. ко­ме­дия Глад­ко­ва «Дав­ным-дав­но» (1942, Гос. пр. СССР, 1943). В 1945 П. по­ста­вил во МХАТе «Труд­ные го­ды» А. Н. Тол­сто­го. Сре­ди др. спек­так­лей: «Степь ши­ро­кая» Н. Г. Вин­ни­ко­ва (1949), «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля (1951). С 1918 вёл пе­да­го­гич. ра­бо­ту в те­ат­раль­ных сту­ди­ях, в ГИТИСе (с 1935, проф. с 1940). Сре­ди уче­ни­ков: А. А. По­пов, Л. Е. Хей­фец, Б. А. Львов-Ано­хин. Гос. пр. СССР (1950, 1951). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Соч.: Твор­че­ское на­сле­дие. М., 1979–1986. Т. 1–3.

Лит.: Зор­кая Н. М. А. По­пов. М., 1983; Весь те­атр за 75 лет. М., 1999.

Вернуться к началу