Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТАНИСЛА́ВСКОГО СИСТЕ́МА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 167-168

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СТАНИСЛА́ВСКОГО СИСТЕ́МА, ус­лов­ное на­име­но­ва­ние сце­нич. тео­рии, ме­то­да и ар­ти­стич. тех­ни­ки, раз­ра­бо­тан­ных К. С. Ста­ни­слав­ским. Воз­ник­ла как обоб­ще­ние творч. и пе­да­го­гич. опы­та са­мо­го Ста­ни­слав­ско­го с опо­рой на со­вре­мен­ни­ков и пред­ше­ст­вен­ни­ков, пре­ж­де все­го на уро­ки М. С. Щеп­ки­на. С. с., со­сре­до­та­чи­ва­ясь на осо­бых за­ко­нах сце­ны, рас­смат­ри­ва­ет твор­че­ст­во ак­тё­ра как ор­га­ни­че­ский, ес­те­ст­вен­ный для че­ло­ве­ка про­цесс, ко­то­рый но­сит пуб­лич­ный ха­рак­тер и про­дол­жа­ет­ся на ка­ж­дом спек­так­ле. За­да­чей С. с. ста­но­вит­ся обес­пе­че­ние творч. со­стоя­ния ак­тё­ра на всех фа­зах его ра­бо­ты; по­став­ле­на про­бле­ма осоз­на­ния внутр. творч. про­цес­сов на пу­ти ор­га­нич. пе­ре­во­пло­ще­ния ак­тё­ра в об­раз. С. с. на­прав­ля­ет ак­тё­ра к соз­да­нию на ка­ж­дом спек­так­ле за­но­во жи­во­го ор­га­нич. про­цес­са по за­ра­нее про­ду­ман­ной ло­ги­ке об­раза. Она про­ти­во­сто­ит сце­нич. ди­ле­тан­тиз­му с его пре­не­б­ре­же­ни­ем к ху­дож. тех­ни­ке, мас­тер­ст­ву и не­оп­рав­дан­ным рас­чё­том на «вдох­но­ве­ние», а так­же те­ат­раль­но­му ре­мес­лен­ни­че­ст­ву, его тра­фа­ре­там в изо­бра­же­нии ти­пов и стра­стей. Раз­мыш­ляя о том, что он на­зы­вал «иск-вом пред­став­ле­ния», Ста­ни­слав­ский пе­ре­ос­мыс­ли­вал труд «Па­ра­докс об ак­тё­ре» Д. Дид­ро, умо­зак­лю­че­ния сво­его со­вре­мен­ни­ка Б. К. Кок­ле­на и др. Идеа­лом его ос­та­ва­лось то, что он на­зы­вал «иск-вом пе­ре­жи­ва­ния» (при­ме­ры это­го иск-ва для не­го – М. Н. Ер­мо­ло­ва и Т. Саль­ви­ни). Имен­но «иск-во пе­ре­жи­ва­ния», по Ста­ни­слав­ско­му, наи­бо­лее вла­ст­но над ума­ми и чув­ст­ва­ми и предъ­яв­ля­ет наи­выс­шие тре­бо­ва­ния к ак­тё­ру, к его лич­но­сти и тех­ни­ке.

С. с. опи­ра­ет­ся на за­ко­ны при­ро­ды в це­лом и на­ту­ру кон­крет­но­го че­ло­ве­ка-ар­ти­ста. Имен­но это Ста­ни­слав­ский под­чёр­ки­вал, ко­гда го­во­рил, что ни­ка­кой С. с. не су­ще­ст­ву­ет, а есть не­пре­лож­ная сис­те­ма са­мой при­ро­ды. Про­цесс ху­дож. твор­че­ст­ва – од­но из про­яв­ле­ний этой при­ро­ды и под­чи­нён её за­ко­нам. Ос­но­ву тео­рии Ста­ни­слав­ско­го со­став­ля­ют изу­чен­ные им на прак­ти­ке объ­ек­тив­ные за­ко­но­мер­но­сти сце­нич. твор­че­ст­ва. Под­хо­ды к ней, на­ча­тые в на­бро­сках «На­столь­ной кни­ги дра­ма­ти­чес­ко­го ар­ти­ста» (1902), с го­да­ми раз­но­об­ра­зи­лись и уг­луб­ля­лись: С. с. раз­ви­ва­ет в ак­тё­ре ве­ру в «пред­ла­гае­мые об­стоя­тель­ст­ва» (ис­поль­зо­вал­ся слег­ка ви­до­из­ме­нён­ный тер­мин А. С. Пуш­ки­на); стал при­ме­нять­ся обо­рот «ма­ги­че­ское ес­ли бы», под­ра­зу­ме­вая, что ак­тёр вклю­ча­ет фан­та­зию, поль­зу­ясь за­па­са­ми сво­ей па­мя­ти и творч. во­об­ра­же­ни­ем. В вы­бо­ре средств ак­тёр­ской вы­ра­зи­тель­но­сти Ста­ни­слав­ский об­ла­дал об­раз­цо­вым чув­ст­вом сти­ля, рав­но вла­дея и тон­чай­ши­ми от­тен­ка­ми, и яр­чай­ши­ми ло­каль­ны­ми крас­ка­ми, сце­нич. об­об­ще­ни­ем. При изо­бре­та­тель­но­сти, не­ожи­дан­но­сти трак­тов­ки он бо­лее все­го тре­бо­вал от се­бя и от дру­гих цель­но­сти об­раза, не­пре­лож­но­сти ка­ж­дой чёр­точ­ки.

На всех ста­ди­ях скла­ды­ва­ния С. с. её соз­да­тель тя­го­тел к экс­пе­рим. про­вер­кам сво­их ус­та­но­вок. Най­дя по­мощ­ни­ка в Л. А. Су­лер­жиц­ком, Ста­ни­слав­ский осу­ще­ст­в­лял про­вер­ку с уче­ни­ка­ми дра­ма­тич. кур­сов Ада­ше­ва (сре­ди них был Е. Б. Вах­тан­гов), а с 1912 – в сту­дии, соз­дан­ной при МХТ (1-я сту­дия МХТ). Осн. по­сту­ла­ты (напр., про­бле­мы «творч. са­мо­чув­ст­вия» и тес­ня­ще­го его лож­но­го «ак­тёр­ско­го са­мо­чув­ст­вия») и пер­вые опы­ты реа­ли­за­ции С. с. пред­став­ле­ны в кн. «Моя жизнь в ис­кус­ст­ве» (1926). В 1938 вы­шел в свет труд «Ра­бо­та ак­тё­ра над со­бой». За ру­бе­жом про­фес­сио­на­лов сце­ны с С. с. на­ча­ли зна­ко­мить ока­зав­шие­ся в США и соз­да­вав­шие там шко­лы уча­ст­ни­ки 1-й сту­дии (Р. В. Бо­ле­слав­ский, М. А. Ус­пен­ская, В. В. Со­ловь­ё­ва и их уче­ни­ки). Про­па­ган­ди­ста­ми и ис­сле­до­ва­те­ля­ми С. с. в СССР бы­ли кол­ле­ги Ста­ни­слав­ско­го – ак­тё­ры и ре­жис­сё­ры М. Н. Кед­ров, В. О. То­пор­ков и др. Они уде­ля­ли наи­боль­шее вни­ма­ние позд­ним эта­пам ра­бо­ты над С. с., вы­дви­гая в центр во­прос о под­лин­но­сти, про­дук­тив­но­сти и це­ле­со­об­раз­но­сти дей­ст­во­ва­ния ак­тё­ра в пред­ла­гае­мых об­стоя­тель­ст­вах. Дей­ст­вие осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при уча­стии ума, во­ли, чув­ст­ва ак­тё­ра и всех его внутр. (пси­хич.) и внеш­них (фи­зич.) дан­ных, на­зы­вае­мых Ста­ни­слав­ским эле­мен­та­ми твор­че­ст­ва. К их чис­лу от­но­сят­ся: вни­ма­ние к объ­ек­ту, ор­га­ны вос­при­ятия (зре­ние, слух и др.), па­мять на ощу­ще­ния и соз­да­ние об­раз­ных ви­де­ний, ар­ти­стич. во­об­ра­же­ние, спо­соб­ность к взаи­мо­дей­ст­вию со сце­нич. объ­ек­та­ми, ло­гич­ность и по­сле­до­ва­тель­ность дей­ст­вий и чувств, чув­ст­во прав­ды, ве­ра и на­ив­ность, ощу­ще­ние пер­спек­ти­вы дей­ст­вия и мыс­ли, чув­ст­во рит­ма, сце­нич. обая­ние, вы­держ­ка и т. п., а так­же мы­шеч­ная сво­бо­да, пла­стич­ность, вла­де­ние го­ло­сом, про­из­но­ше­ние, чув­ст­во фра­зы, уме­ние дей­ст­во­вать сло­вом, ощу­ще­ние ха­рак­тер­но­сти и т. д. Ов­ла­де­ние все­ми эти­ми эле­мен­та­ми при­во­дит к под­лин­но­сти со­вер­шае­мо­го на сце­не дей­ствия, к соз­да­нию нор­маль­но­го творч. са­мо­чув­ст­вия. Со­вер­шен­ст­во­ва­ние всех пе­ре­чис­лен­ных эле­мен­тов твор­че­ст­ва со­став­ля­ет со­дер­жа­ние ра­бо­ты ак­тё­ра над со­бой – пер­во­го раз­де­ла С. с., ко­то­рый, в свою оче­редь, де­лит­ся на две час­ти: «ра­бо­та над со­бой в творч. про­цес­се пе­ре­жи­ва­ния» и «ра­бо­та над со­бой в творч. про­цес­се во­пло­ще­ния». Ста­ни­слав­ский при­зна­вал ус­лов­ность та­ко­го де­ле­ния, т. к. при осу­ще­ст­в­ле­нии дей­ст­вия про­цес­сы пе­ре­жи­ва­ния и во­пло­ще­ния сли­ва­ют­ся в один не­разъ­е­ди­ни­мый ор­га­нич. про­цесс. Ра­бо­та над со­бой пред­по­ла­га­ет по­все­днев­ную тре­ни­ров­ку дра­ма­тич. ак­тё­ра, по­доб­ную тре­ни­ров­ке тан­цов­щи­ков у ба­лет­но­го стан­ка или ис­пол­не­нию эк­зер­си­сов и во­ка­ли­зов му­зы­кан­та­ми и пев­ца­ми. Ста­ни­слав­ский ут­вер­ждал, что иск-во ак­тё­ра толь­ко то­гда пре­одо­ле­ет по­лу­ди­ле­тант­скую ста­дию, ко­гда по­все­днев­ная ра­бо­та над со­бой ста­нет для ак­тё­ра та­кой же при­выч­ной по­треб­но­стью, как умы­ва­ние у куль­тур­но­го че­ло­ве­ка. От­сю­да воз­ник тер­мин «туа­лет ак­тё­ра». Вто­рой раз­дел С. с. по­свя­щён про­цес­су ра­бо­ты ак­тё­ра над ро­лью. Ме­тод ра­бо­ты, сло­жив­ший­ся в по­след­ние го­ды жиз­ни Ста­ни­слав­ско­го, по­лу­чил ус­лов­ное на­име­но­ва­ние «ме­тод фи­зи­че­ских дей­ст­вий». Ста­ни­слав­ский на­зы­вал так­же свой ме­тод «ме­то­дом фи­зич. и сло­вес­ных дей­ст­вий», же­лая под­черк­нуть этим вы­даю­щее­ся зна­че­ние сло­ва как фор­мы дей­ст­вия. Ста­ни­слав­ский раз­ра­бо­тал спе­ци­фич. ак­тёр­скую тех­ни­ку сло­вес­но­го взаи­мо­дей­ст­вия. Она опи­ра­ет­ся, в ча­ст­но­сти, на внутр. зре­ние. Об­ра­зы, воз­ни­каю­щие яр­ко во внутр. зре­нии, де­ла­ют вы­звав­шую их мысль ак­тё­ра за­ра­зи­тель­ной, до­ход­чи­вой. У ка­ж­до­го ре­жис­сё­ра есть свои ин­ди­ви­ду­аль­ные под­хо­ды к ра­бо­те с ак­тё­ром и своя про­грам­ма её про­ве­де­ния, счи­тал Ста­ни­слав­ский, но осн. эта­пы и пси­хо­фи­зич. приё­мы этой ра­бо­ты, взя­тые из са­мой при­ро­ды, долж­ны со­блю­дать­ся. Жи­вой сце­нич. об­раз ро­ж­да­ет­ся от ор­га­нич. слия­ния ак­тё­ра с ро­лью. Ста­ни­слав­ский го­во­рил, что нель­зя со­вер­шать на­си­лие над со­зи­да­тель­ным творч. ак­том са­мой при­ро­ды – напр., тя­нуть жи­вой рос­ток из зем­ли, что­бы ус­ко­рить его раз­ви­тие, или ис­кус­ст­вен­но рас­прав­лять ещё не со­зрев­ший бу­тон. Ре­жис­сё­ра, иду­ще­го по пу­ти ор­га­нич. твор­че­ст­ва, Ста­ни­слав­ский на­зы­вал ре­жис­сё­ром кор­ня.

Со­зре­ва­ние С. с. свя­за­но с опы­том МХАТа, но Ста­ни­слав­ский пе­ре­смат­ри­вал мно­гое в прак­ти­ке те­ат­ра, соз­дан­но­го им с Вл. И. Не­ми­ро­ви­чем-Дан­чен­ко, напр., ос­те­ре­гал от из­быт­ка ра­цио­на­лиз­ма в за­столь­ном пе­рио­де, и т. д. С. с. за­кре­п­ля­ет у ак­тё­ра стрем­ле­ние к пер­вич­но­сти творч. про­цес­са – им­про­ви­зац. са­мо­чув­ст­вию. С. с. тре­бу­ет от ак­тё­ра ов­ла­де­ния тек­стом ав­то­ра. Что­бы из­бе­жать дек­ла­ма­ции, к сло­вес­но­му дей­ст­вию пе­ре­хо­дят, ко­гда ук­ре­пит­ся ло­ги­ка фи­зич. дей­ст­вий. Пре­ж­де чем за­учи­вать сло­ва ав­то­ра, на­до воз­бу­дить в се­бе по­треб­ность в их про­из­не­се­нии, по­нять, что их по­ро­ж­да­ет, ус­во­ить ло­ги­ку дей­ст­вую­ще­го ли­ца. Толь­ко то­гда чу­жие, за­дан­ные сло­ва мо­гут стать для ис­пол­ни­те­ля свои­ми. По­ня­тия «сверх­за­да­чи» и «сквоз­но­го дей­ст­вия» объ­е­ди­ня­ют все эле­мен­ты С. с. Ста­ни­слав­ский ввёл так­же по­ня­тие «контр­сквоз­но­го дей­ст­вия» (или «контр­дей­ст­вия»). Важ­ней­шая со­став­ляю­щая С. с. – со­дер­жа­тель­ность лич­но­сти, «сверх-сверх­за­да­ча» че­ло­ве­ка-ак­тё­ра, его жиз­нен­ная ус­та­нов­ка. Лич­ность ху­дож­ни­ка при­сут­ст­ву­ет в его твор­че­ст­ве. Уче­ние об ар­ти­стич. эти­ке со­став­ля­ет ду­шу сис­те­мы. Ста­ни­слав­ский не при­зна­вал проф. вос­пи­та­ния ак­тё­ра вне его этич. вос­пи­та­ния. С. с. ох­ва­ты­ва­ет ши­ро­кий ком­плекс прак­тич. и тео­ре­тич. про­блем «те­ат­ра во­об­ще», всех ти­пов те­ат­ра.

Лит.: Ста­ни­слав­ский К. С. Собр. соч. М., 1988–1991. Т. 1–4; Ста­ни­слав­ский ре­пе­ти­ру­ет: За­пи­си и сте­но­грам­мы ре­пе­ти­ций / Сост. И. Н. Ви­но­град­ская. 2-е изд. М., 2000; Кне­бель М. О. Поэ­зия пе­да­го­ги­ки: О дей­ст­вен­ном ана­ли­зе пье­сы и ро­ли. М., 2005. См. так­же лит. при ст. Ста­ни­слав­ский К. С.

Вернуться к началу