КЕ́ДРОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕ́ДРОВ Михаил Николаевич [21.12.1893 (2.1.1894), Москва – 22.3.1972, там же], рос. актёр, режиссёр, педагог, нар. арт. СССР (1948). Сын священника, учился в духовной семинарии, затем в Моск. ин-те нар. хозяйства, с 1920 в Театральной студии им. А. С. Грибоедова (педагог В. В. Лужский), в нач. 1920-х гг. также во Вхутемасе у скульптора А. С. Голубкиной. С 1922 актёр 2-й студии МХТ, с 1924 во МХАТе. С 1936 в Оперно-драматич. студии К. С. Станиславского, в 1938–48 худ. рук. C 1946 худ. рук. МХАТа, в 1949–55 гл. режиссёр, с 1955 чл. худож. совета, в 1960–63 пред. худож. коллегии. Среди лучших ролей – Манилов («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю), Захар Бардин («Враги» М. Горького), Тартюф («Тартюф» Мольера), Мирон Горлов («Фронт» А. Е. Корнейчука). В образах, созданных К., тонкое чувство худож. правды сочеталось с глубоким постижением сущности характера, пластич. выразительностью сценич. формы. На сцене МХАТа поставил спектакли: «В людях» по Горькому (1933), «Враги» Горького (с Вл. И. Немировичем-Данченко, 1935), «Глубокая разведка» А. А. Крона (1943; Гос. пр. СССР, 1946), «Зелёная улица» А. А. Сурова (1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Чужая тень» К. М. Симонова (1949; Гос. пр. СССР, 1950), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951; Гос. пр. СССР, 1952), «Зимняя сказка» У. Шекспира (1958), «Над Днепром» Корнейчука (1961), «Ревизор» Гоголя (1967). Умение глубоко вскрыть драматич. конфликт и выстроить активное сценич. действие – отличит. особенность режиссёрского иск-ва К. С 1930-х гг. вёл педагогич. работу в ВТО и др. С 1949 педагог-консультант Школы-студии МХАТ. Снимался в кино («Томми», «Любовь и ненависть»). Награждён орденом Ленина.