Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОКЛЕ́Н КОКЛЕН-СТАРШИЙ БЕНУА КОНСТАН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 441

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева
Б. К. Коклен в роли Сирано де Бержерака («Сирано де Бержерак» Э. Ростана).

КОКЛЕ́Н (Coquelin), Кок­лен-стар­ший Бе­нуа Кон­стан (23.1.1841, Бу­лонь-сюр-Мер – 27.1.1909, Куйи-Сен-Жер­мен, ны­не Куйи-Понт-о-Дам), франц. ак­тёр. По окон­ча­нии Па­риж­ской конс. в 1860 ус­пеш­но де­бю­ти­ро­вал в «Ко­ме­ди Фран­сез» (Гро-Ре­не – «Лю­бов­ная до­са­да» Моль­е­ра, Пти-Жан – «Су­тя­ги» Ж. Ра­си­на; в 1864 стал сось­е­те­ром те­ат­ра). Раз­ви­вал тра­ди­ции франц. ак­тёр­ской шко­лы, к сво­ему 25-ле­тию сыг­рал бо­лее 40 ро­лей, луч­шие из ко­то­рых – в пье­сах Моль­е­ра (Лю­бен – «Жорж Дан­ден», Пье­ро – «Дон Жу­ан», Лу­ка – «Ле­карь по­не­во­ле»), Ж. Ф. Рень­я­ра (Фрон­тен – «Един­ст­вен­ный на­след­ник»), П. О. Бо­мар­ше (Фи­га­ро – «Же­нить­ба Фи­га­ро» и «Се­виль­ский ци­рюль­ник»), В. Гю­го (Дон Се­зар де Ба­зан – «Рюи Блаз») и др. В 1886 оста­вил «Ко­ме­ди Фран­сез» и на­чал га­ст­ро­ли­ро­вать по Ев­ро­пе (в т. ч. в 1882–1903 неск. раз в Рос­сии) и Аме­ри­ке, при­ни­мая ан­га­же­мен­ты раз­ных па­риж­ских те­ат­ров. В 1891 как ак­тёр на жа­ло­ва­нье воз­вра­тил­ся в «Ко­ме­ди Фран­сез», где ис­пол­нил роль Ла­бус­сь­е­ра в «Тер­ми­до­ре» В. Сар­ду (по­ста­нов­ка за­пре­ще­на на треть­ем пред­став­ле­нии). В Па­ри­же в 1895 иг­рал в те­ат­ре «Ре­нес­санс», в 1897–1901 воз­глав­лял один из ве­ду­щих те­ат­ров буль­ва­ров – «Порт-Сен-Мар­тен» [по­сле то­го как К. ос­та­вил эту долж­ность, те­ат­ром ру­ко­во­дил его сын Жан (1.12.1865 – 2.10.1944)]. В 1897 сыг­рал роль Си­ра­но де Бер­же­ра­ка («Си­ра­но де Бер­же­рак» Э. Рос­та­на), обес­смер­тив­шую его имя. Про­де­мон­ст­ри­ро­вав бле­стя­щую спо­соб­ность к пе­ре­во­пло­ще­нию, вир­ту­оз­ную пла­стич. и ре­че­вую тех­ни­ку, в об­ра­зе по­эта К. во­пло­тил луч­шие чер­ты нац. ха­рак­те­ра: ост­рый и кол­кий ум, не­ис­ся­кае­мый оп­ти­мизм и юмор. Сфор­му­ли­ро­вал ак­тёр­ские прин­ци­пы франц. ака­де­мич. тра­ди­ции в ря­де тео­ре­тич. ра­бот: «Ис­кус­ст­во и ак­тёр» (1880), «Ис­кус­ст­во ак­тё­ра» (1886), «Ис­кус­ст­во про­из­но­сить мо­но­лог» (1884, совм. с Кок­ле­ном-млад­шим) и др. В 1900 вы­бран гла­вой Ас­со­циа­ции дра­ма­тич. ак­тёров Фран­ции. Один из основателей «До­ма ак­тё­ров» для ак­тё­ров-пен­сио­не­ров в Куйи-Сен-Жер­мен (скон­чал­ся там же).

Из­вест­ность по­лу­чил и брат К. – ак­тёр Эр­нест Алек­сандр Оно­ре (Кок­лен-млад­ший) (16.5.1848 – 18.2.1909).

Соч.: Ис­кус­ст­во ак­те­ра. Л.; М., 1937.

Лит.: Ве­се­лов­ский А. Га­ст­ро­ли Кок­ле­на // Днев­ник ар­ти­ста. 1892. № 1; Швы­ров А. В. Зна­ме­ни­тые ак­те­ры и ак­три­сы в ха­рак­те­ри­сти­ках, вос­по­ми­на­ни­ях и анек­до­тах. СПб., 1902; Péricaud L. Le panthéon des comédiens de Molière à Coquelin. P., 1922; Ис­то­рия за­ру­беж­но­го те­ат­ра. СПб., 2005.

Вернуться к началу