СУЛЕРЖИ́ЦКИЙ ЛЕОПОЛЬД АНТОНОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУЛЕРЖИ́ЦКИЙ Леопольд (Лев Леопольд Мария) Антонович [15(27).11.1872, Житомир – 17(30).12.1916, Москва], рос. общественный и театральный деятель, режиссёр. В 1894 исключён с 5-го курса МУЖВЗ за «противоначальственные» выступления. Скитался, служил матросом на судах дальнего плавания, перепробовал множество профессий. В 1896 за отказ от присяги при призыве на воен. службу сослан в крепость Кушка. Освободившись в 1898, организовывал по поручению Л. Н. Толстого переселение в Канаду духоборцев. Тесная дружба связывала С. с А. П. Чеховым и М. Горьким, через которых он сблизился с МХТ, став с сер. 1900-х гг. режиссёром, помощником К. С. Станиславского. В содружестве со Станиславским поставил «Драму жизни» К. Гамсуна и «Жизнь Человека» Л. Н. Андреева (оба 1907); со Станиславским и И. М. Москвиным – «Синюю птицу» М. Метерлинка (1908); с Г. Э. Г. Крэгом и Станиславским – «Гамлета» У. Шекспира (1911). Это были этапные спектакли в ходе разработки Станиславского системы, активным популяризатором и преподавателем которой стал С. Вместе с Е. Б. Вахтанговым поставил «Синюю птицу» по мизансценам МХТ в парижском Театре Режан (1911). Наиболее ярко организаторский и педагогич. талант С. раскрылся в 1-й студии МХТ (создана в 1912 по его инициативе). Поставленные под влиянием его этич. и худож. принципов разными режиссёрами спектакли [«Гибель "Надежды"» Г. Гейерманса и «Праздник мира» Г. Гауптмана (оба 1913), «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу и «Калики перехожие» В. М. Волькенштейна (оба 1914), «Потоп» Х. Бергера (1915)] не уступали по резонансу премьерам МХТ. Тончайшие движения души, подтексты, скрытые в подсознании тяготения и комплексы передавались студийцами с проникновенностью и полнотой перевоплощения. В этих спектаклях формировалось дарование Вахтангова, М. А. Чехова, Р. В. Болеславского, А. Д. Дикого, С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтовой и др.