ДУХОБО́РЦЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУХОБО́РЦЫ (духоборы), христианская религ. секта.
История
Предположительно возникла в кон. 17 – нач. 18 вв. на территории Слободской Украины. К 1-й пол. 18 в. относится распространение Д. в тамбовских, воронежских, харьковских землях, а также на территории Войска Донского и Екатеринославского наместничества. Социальную базу секты составляли служилые люди (однодворцы и казаки), большая группа гос. и дворцовых крестьян, незначит. число помещичьих крестьян. Своё название секта получила в 1780-х гг. Первые судебные процессы против Д. начались в правление имп. Екатерины II. Указом имп. Александра I от 1804 Д. было разрешено поселиться в Таврической губ., по р. Молочные Воды (ныне Молочная). В целях изоляции Д. от православных в 1841–45 они были высланы в Закавказье (5 тыс. чел.) и поселены в Тифлисской и Елисаветпольской губерниях; позднее часть их переселилась в Карскую область. В кон. 19 в. в Закавказье проживало ок. 20 тыс. Д. В 1887 секта раскололась на «большую партию» [сторонники нового вождя П. В. Веригина (1858, по др. данным, 1859–1924)] и «малую партию» (противники П. В. Веригина, в осн. жители с. Горелое). В результате деятельности толстовцев часть сторонников Веригина, получившая затем наименование «постников», переняла идеи ненасилия, вегетарианства и общинной жизни.
В 1898–99 в результате преследований со стороны властей 7,5 тыс. «постников» выселились в Канаду, правительство которой выделило им земли в пров. Саскачеван; позднее часть Д. переселилась в Брит. Колумбию. В Канаде в 1900-х гг. Д. раскололись на «общинников» [членов Христианской общины всемирного братства (ХОВБ)], «независимых» (вышедших из ХОВБ и ставших фермерами) и «свободников» (радикальных противников собственности, насилия, цивилизации; в религ. представлениях «свободников» особенно сильно проявился мистицизм).
В нач. 21 в. в Канаде существует культурно-религ. орг-ция Союз духовных общин Христа, большинство членов которого – потомки «общинников», проживающие преим. в городах Каслгар и Гранд-Форкс в Брит. Колумбии. В этом же районе проживают «свободники» и их потомки. В Саскачеване живут потомки «независимых», почти полностью ассимилированные местным населением. На территории РФ в нач. 21 в. Д. компактно проживают в Чернском р-не Тульской обл., Клетнянском р-не Брянской обл., Целинском р-не Ростовской обл.
Вероучение
Согласно традиции, первым руководителем Д. был некий Едом. Секта как религ. орг-ция и её учение сложились при Ларионе Побирахине (предположительно 1710–60-е гг.). Истоки духоборч. вероучения – в протестантских исповеданиях Речи Посполитой и нем. анабаптизме (см. Анабаптисты). Д. не считали Священное Писание источником веры и признавали только живое устное слово. Д. – последователи учения о «внутренней» церкви и поклонении Богу духом и истиной; Бог, единый в трёх лицах, персонифицирован в непостижимом существе; Бог Сын Христос, по убеждению Д., «вселился» в плоть Иисуса Назарянина; после его телесной смерти Христос – истинный Бог – пребывает на Земле в роду «праведных» – во «плоти» каждого нового духоборч. вождя. На Страшном суде Христос-Бог вместе с Богом Отцом будет судить людей. Душа человека, сотворённая Богом бессмертной, самовластной и разумной, есть образ Божий, которому и надо поклоняться. Д. верят, что после смерти до Страшного суда она пребывает на земле и может переселяться в др. плоть. В духоборч. учении нет дуалистич. противопоставления души и тела. Д. считают, что каждый из них способен воспринимать Божественное Откровение, при этом правильность его восприятия проверяется разумом; более того, предводительствуемые и научаемые самим Христом, они не нуждаются в человеческих законах. В целом учение Д. отличается эклектизмом.