Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЭГ ГЕНРИ ЭДВАРД ГОРДОН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 171

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Максимов
Рисунок Г. Э. Г. Крэга к «Электре» Софокла. 1905.

КРЭГ (Craig) Ген­ри Эд­вард Гор­дон (16.1.1872, Сти­ве­недж – 29.7.1966, Ванс, Фран­ция), англ. ре­жис­сёр, ху­дож­ник, тео­ре­тик те­ат­ра. Сын ак­три­сы Э. А. Тер­ри и арх. Э. У. Го­дви­на. На сце­не с 5 лет. В 1889–97 иг­рал в шек­спи­ров­ском ре­пер­туа­ре в лон­дон­ском те­ат­ре «Ли­це­ум» под рук. Г. Ир­вин­га, но в 25 лет ос­та­вил ак­тёр­ское ре­мес­ло, за­ни­мал­ся жи­во­пи­сью, ос­ваи­вал иск-во гра­вю­ры на де­ре­ве. Пер­вая ре­жис­сёр­ская ра­бо­та – «Лю­бо­вью не шу­тят» А. де Мюс­се (1893, Ак­сб­ридж). В 1900 по­ста­вил опе­ру Г. Пёр­сел­ла «Ди­до­на и Эней» в Пёр­сел­лов­ском об-ве в Хем­п­сте­де. Стре­мясь рас­крыть суть тра­ге­дии, пол­но­стью от­ка­зал­ся от вос­соз­да­ния ре­аль­но­го мес­та дей­ст­вия, пре­об­ра­жая ат­мо­сфе­ру ка­ж­дой сце­ны с по­мо­щью слож­ной све­то­вой пар­ти­ту­ры. Рас­кры­вал тра­гич. кон­фликт не че­рез внеш­ний со­бы­тий­ный ряд, а сле­дуя за­ко­нам муз. ком­по­зи­ции. Ра­бо­тая в нач. 1900-х гг. в Лон­до­не, К. раз­ви­вал эти прин­ци­пы в му­зы­каль­ных [«Мас­ка люб­ви» (из опе­ры «Про­ро­чи­ца» Пёр­сел­ла), пас­то­раль «Ацис и Га­ла­тея» Г. Ф. Ген­де­ля] и дра­ма­ти­че­ских («Вои­те­ли в Хель­ге­лан­де» Г. Иб­се­на, «Мно­го шу­ма из ни­че­го» У. Шек­спи­ра) по­ста­нов­ках. В 1905 в Гер­ма­нии К. опуб­ли­ко­вал пер­вую тео­ре­тич. ра­бо­ту – «Ис­кус­ст­во те­ат­ра», пред­став­ляв­шую со­бой ма­ни­фест те­ат­раль­но­го сим­во­лиз­ма и на­ро­ж­дав­ше­го­ся ре­жис­сёр­ско­го те­ат­ра. В 1906 по пред­ло­же­нию Э. Ду­зе К. офор­мил спек­такль «Рос­мерс­хольм» Иб­се­на во фло­рен­тий­ском «Те­ат­ро дел­ла Пер­го­ла». Вер­ти­каль­ные ли­нии де­ко­ра­ций бы­ли про­ре­за­ны тон­не­лем в глу­би­не сце­ны, уно­ся­щим ком­на­ту-со­бор в чёр­ный кос­мос, кон­тра­сти­рую­щий с бе­ло­снеж­ным кос­тю­мом Ре­бек­ки. В спек­так­ле ца­ри­ла ат­мо­сфе­ра мо­щи, ве­ли­че­ст­вен­но­сти, в ко­то­рой как бы скра­ды­ва­ют­ся пред­ме­ты бы­то­вой об­ста­нов­ки.

В 1907 К. по­се­лил­ся во Фло­рен­ции, где на­пи­сал ста­тьи «Ар­ти­сты те­ат­ра бу­ду­ще­го» («The artists of the theatre of the future»), «Ак­тёр и сверх­ма­рио­нет­ка» («The actor and the Über-Marionette»). С мар­та 1908 вы­пус­кал во Фло­рен­ции анг­лоя­зыч­ный те­ат­раль­ный ж. «The Mask», в 1909 ор­га­ни­зо­вал сту­дию «Аре­на Голь­до­ни» (в 1913 пре­об­ра­зо­ва­на в Шко­лу те­ат­раль­но­го иск-ва; за­кры­лась в 1915). Ито­гом пе­рио­да ис­ка­ний стал сб. ста­тей «Об ис­кус­ст­ве те­ат­ра» («On the art of the theatre», 1911). В этом же го­ду в те­ат­ре «Аб­бат­ст­во» (Дуб­лин) со­стоя­лась пре­мье­ра спек­так­лей по пье­сам «Пе­соч­ные ча­сы» У. Б. Йейт­са и «Из­ба­ви­тель» А. Гре­го­ри, в ко­то­рых К. впер­вые оп­ро­бо­вал мо­биль­ное сце­нич. про­стран­ст­во, соз­да­вае­мое дви­жу­щи­ми­ся вы­со­ки­ми шир­ма­ми разл. ши­ри­ны. Наи­бо­лее пол­но он во­пло­тил этот прин­цип в по­ста­нов­ке «Гам­ле­та» Шек­спи­ра (МХТ, 1911, совм. с К. С. Ста­ни­слав­ским и Л. А. Су­лер­жиц­ким). К. ви­дел «Гам­ле­та» как мо­но­дра­му – тра­ге­дию че­ло­ве­че­ско­го ду­ха, бо­рю­ще­го­ся с гру­бой ма­те­ри­ей. Ста­тич­ные ми­зан­сце­ны К. че­ре­до­вал со стре­ми­тель­ны­ми; сце­нич. про­стран­ст­во не­пре­стан­но пре­об­ра­жа­лось. В са­мом столк­но­ве­нии объ­ё­мов, в гео­мет­рии ле­ст­ниц, ко­лонн, пе­ре­хо­дов за­клю­чал­ся внутр. тра­гизм, ко­то­рый Гам­лет пре­одо­ле­вал сво­ей ги­бе­лью.

К. трак­то­вал те­атр пре­ж­де все­го как иск-во про­стран­ст­ва и дви­же­ния. Он при­да­вал пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние изо­бра­зит. сто­ро­не спек­так­ля. Вир­ту­оз­ная иг­ра све­та, сме­на пла­нов, ди­на­ми­ка гео­мет­рич. форм и рит­мов, цве­то­вые кон­тра­сты соз­да­ва­ли аб­ст­ракт­ное сце­нич. про­стран­ст­во – са­мо­дов­лею­щее обоб­щён­ное ме­сто дей­ст­вия, са­мо по се­бе вну­шаю­щее ощу­ще­ние тре­во­ги, тра­гич. на­пря­жён­но­сти. Ре­шая про­бле­му це­ло­ст­но­сти те­ат­раль­но­го спек­так­ля, ху­дож. син­те­за, К., об­ра­тив­шись к опы­ту му­зы­ки, ар­хи­тек­ту­ры и др. ви­дов ис­кусств, к тра­ди­ции те­ат­ра ан­тич­но­сти и Вос­то­ка, рас­ши­рил тем са­мым воз­мож­но­сти ев­роп. сце­ны и за­ло­жил ос­но­во­по­ла­гаю­щие прин­ци­пы ре­жис­сёр­ско­го иск-ва. Прак­ти­ка и тео­ре­тич. тру­ды К. ока­за­ли зна­чит. влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие сце­нич. куль­ту­ры и дра­ма­тур­гии. В 1918 К. по­се­лил­ся в Ра­пал­ло (близ Ге­нуи). С 1930-х гг. жил во Фран­ции. Ав­тор книг: «Те­атр в дви­же­нии» («The theatre advan­cing», 1919), «Сце­на» («Scene», 1923), «Ген­ри Ир­винг» («Henry Irving», 1930), «Элен Тер­ри и её тай­ное "я"» («Ellen Terry and her secret self», 1931), «Ука­за­тель к ис­то­рии мо­их дней» («Index to the story of my days», 1957).

Соч.: Puppets and poets. L., 1921; Designs for the theatre. L., 1927; Вос­по­ми­на­ния. Ста­тьи. Пись­ма. М., 1988; On theatre. 2nd ed. L., 1999.

Лит.: Marotti F. E. G. Craig. [Bologna, 1961]; Bablet D. E. G. Craig. N. Y., 1966; Ба­че­лис ТИ. Шек­спир и Крэг. М., 1983; Об­раз­цо­ва АГ. Син­тез ис­кусств и анг­лий­ская сце­на на ру­бе­же XIX–XX вв. М., 1984.

Вернуться к началу