КРЭГ ГЕНРИ ЭДВАРД ГОРДОН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЭГ (Craig) Генри Эдвард Гордон (16.1.1872, Стивенедж – 29.7.1966, Ванс, Франция), англ. режиссёр, художник, теоретик театра. Сын актрисы Э. А. Терри и арх. Э. У. Годвина. На сцене с 5 лет. В 1889–97 играл в шекспировском репертуаре в лондонском театре «Лицеум» под рук. Г. Ирвинга, но в 25 лет оставил актёрское ремесло, занимался живописью, осваивал иск-во гравюры на дереве. Первая режиссёрская работа – «Любовью не шутят» А. де Мюссе (1893, Аксбридж). В 1900 поставил оперу Г. Пёрселла «Дидона и Эней» в Пёрселловском об-ве в Хемпстеде. Стремясь раскрыть суть трагедии, полностью отказался от воссоздания реального места действия, преображая атмосферу каждой сцены с помощью сложной световой партитуры. Раскрывал трагич. конфликт не через внешний событийный ряд, а следуя законам муз. композиции. Работая в нач. 1900-х гг. в Лондоне, К. развивал эти принципы в музыкальных [«Маска любви» (из оперы «Пророчица» Пёрселла), пастораль «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя] и драматических («Воители в Хельгеланде» Г. Ибсена, «Много шума из ничего» У. Шекспира) постановках. В 1905 в Германии К. опубликовал первую теоретич. работу – «Искусство театра», представлявшую собой манифест театрального символизма и нарождавшегося режиссёрского театра. В 1906 по предложению Э. Дузе К. оформил спектакль «Росмерсхольм» Ибсена во флорентийском «Театро делла Пергола». Вертикальные линии декораций были прорезаны тоннелем в глубине сцены, уносящим комнату-собор в чёрный космос, контрастирующий с белоснежным костюмом Ребекки. В спектакле царила атмосфера мощи, величественности, в которой как бы скрадываются предметы бытовой обстановки.
В 1907 К. поселился во Флоренции, где написал статьи «Артисты театра будущего» («The artists of the theatre of the future»), «Актёр и сверхмарионетка» («The actor and the Über-Marionette»). С марта 1908 выпускал во Флоренции англоязычный театральный ж. «The Mask», в 1909 организовал студию «Арена Гольдони» (в 1913 преобразована в Школу театрального иск-ва; закрылась в 1915). Итогом периода исканий стал сб. статей «Об искусстве театра» («On the art of the theatre», 1911). В этом же году в театре «Аббатство» (Дублин) состоялась премьера спектаклей по пьесам «Песочные часы» У. Б. Йейтса и «Избавитель» А. Грегори, в которых К. впервые опробовал мобильное сценич. пространство, создаваемое движущимися высокими ширмами разл. ширины. Наиболее полно он воплотил этот принцип в постановке «Гамлета» Шекспира (МХТ, 1911, совм. с К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким). К. видел «Гамлета» как монодраму – трагедию человеческого духа, борющегося с грубой материей. Статичные мизансцены К. чередовал со стремительными; сценич. пространство непрестанно преображалось. В самом столкновении объёмов, в геометрии лестниц, колонн, переходов заключался внутр. трагизм, который Гамлет преодолевал своей гибелью.
К. трактовал театр прежде всего как иск-во пространства и движения. Он придавал первостепенное значение изобразит. стороне спектакля. Виртуозная игра света, смена планов, динамика геометрич. форм и ритмов, цветовые контрасты создавали абстрактное сценич. пространство – самодовлеющее обобщённое место действия, само по себе внушающее ощущение тревоги, трагич. напряжённости. Решая проблему целостности театрального спектакля, худож. синтеза, К., обратившись к опыту музыки, архитектуры и др. видов искусств, к традиции театра античности и Востока, расширил тем самым возможности европ. сцены и заложил основополагающие принципы режиссёрского иск-ва. Практика и теоретич. труды К. оказали значит. влияние на дальнейшее развитие сценич. культуры и драматургии. В 1918 К. поселился в Рапалло (близ Генуи). С 1930-х гг. жил во Франции. Автор книг: «Театр в движении» («The theatre advancing», 1919), «Сцена» («Scene», 1923), «Генри Ирвинг» («Henry Irving», 1930), «Элен Терри и её тайное "я"» («Ellen Terry and her secret self», 1931), «Указатель к истории моих дней» («Index to the story of my days», 1957).