Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

И́РВИНГ ГЕНРИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 656

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Кочетова
Архив БРЭ Г. Ирвинг в роли Шейлока («Венецианский купец» У. Шекспира).

И́РВИНГ (Irving) Ген­ри (наст. имя и фам. Джон Ген­ри Брод­рибб, Brodribb) (6.2.1838, Кейн­тон-Ман­де­вилл – 13.10.1905, Брад­форд), англ. ак­тёр, ре­жис­сёр, те­атраль­ный дея­тель. Из се­мьи мел­ко­го тор­гов­ца. Ак­тёр­скую дея­тель­ность на­чал в про­вин­ции в 1856 (Сан­дер­ленд), в 1857–59 ра­бо­тал в те­ат­рах Эдин­бур­га, в 1860–65 – в те­ат­рах Ман­че­сте­ра и др. С 1866 на разл. лон­дон­ских сце­нах. В 1871 де­бю­ти­ро­вал в те­ат­ре «Ли­це­ум». Ус­пех при­нес­ла роль трак­тир­щи­ка Ма­тиа­са («Ко­ло­коль­чи­ки», англ. пе­ре­дел­ка по пье­се «Поль­ский ев­рей» Эрк­ма­на-Шат­риа­на). В 1878–98 И. воз­глав­лял те­атр «Ли­це­ум» (был од­но­вре­мен­но ве­ду­щим ак­тё­ром – до 1902, ху­дож. ру­ково­ди­те­лем и ан­тре­пре­нё­ром), ко­то­рый в этот пе­ри­од фак­ти­че­ски вы­пол­нял роль нац. те­ат­ра Ве­ли­ко­бри­та­нии. Ха­риз­ма­тич­ная внеш­ность, яр­кое да­ро­ва­ние и ши­ро­та ак­тёр­ско­го диа­па­зо­на по­зво­ля­ли до­би­вать­ся рав­но­го ус­пе­ха в ме­ло­дра­ме, фар­се и тра­ге­дии. Центр. ме­сто в твор­че­ст­ве И. за­ни­ма­ла дра­ма­тур­гия У. Шек­спи­ра: Гам­лет, Мак­бет (од­но­им. тра­ге­дии), Отел­ло и Яго («Отел­ло»), Ро­мео («Ро­мео и Джуль­ет­та»), Бе­не­дикт («Мно­го шу­ма из ни­че­го»). Ка­ж­дая роль в ис­пол­не­нии И. по­лу­ча­ла ориги­наль­ную трак­тов­ку. Так, Шей­лок («Ве­не­ци­ан­ский ку­пец») стал тра­гич. ге­ро­ем, от­стаи­вав­шим своё че­ло­ве­че­ское дос­то­ин­ст­во. В Ри­чар­де III («Ри­чард III») ак­тёр под­чёр­ки­вал не фи­зи­че­ское урод­ст­во, а зна­чи­тель­ность лич­но­сти, воз­но­сив­шую его над ок­ру­жаю­щи­ми. Парт­нёр­шей И. бы­ла Э. А. Тер­ри (по­мо­га­ла и в ру­ко­во­д­стве те­ат­ром) – их со­вме­ст­ная дея­тель­ность ста­ла важ­ным эта­пом в ис­то­рии раз­ви­тия англ. те­ат­ра кон. 19 в. Сре­ди др. ро­лей: Фа­уст («Фа­уст» И. В. Гё­те), То­мас Бек­кет («Бек­кет» А. Тен­ни­со­на). Спек­так­ли «Ли­це­ума» в по­ста­нов­ке И. от­ли­ча­лись тща­тель­но­стью под­го­тов­ки, эф­фект­но­стью и кра­со­той сце­но­гра­фии. С те­ат­ром со­труд­ни­ча­ли из­вест­ные ху­дож­ни­ки (Э. К. Бёрн-Джонс, Л. Аль­ма-Та­де­ма). Как по­ста­нов­щик спек­так­лей И. про­дол­жил тра­ди­цию макс. ис­то­рич. дос­то­вер­но­сти, на­ча­тую Ч. Дж. Ки­ном (см. в ст. Кин). На его твор­че­ст­во так­же ока­за­ли влия­ние ху­дож­ни­ки-пре­ра­фа­эли­ты. И. стал пер­вым англ. ак­тё­ром, воз­ве­дён­ным в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во (1895).

Лит.: Craig G. H. Irving. L., 1938; Гвоз­дев А. А. Анг­лий­ский те­атр. Те­атр Г. Ир­вин­га // Гвоз­дев А. А. За­пад­но­ев­ро­пей­ский те­атр на ру­бе­же XIX и XX сто­ле­тий. Л.; М., 1939; Мо­ча­ло­ва Л. Г. Ир­винг. Л., 1982; Richards J. Sir H. Irving: a Victorian actor and his world. L., 2005.

Вернуться к началу