КИН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИН (Kean), семья англ. актёров и театральных деятелей. Эдмунд (17.3.1789, по др. сведениям, 1787, Лондон – 15.5.1833, Ричмонд). На сцене с 12 лет, выступал в провинц. труппах во всех жанрах и амплуа. В 1814 дебютировал на сцене лондонского театра «Друри-Лейн» в роли Шейлока («Венецианский купец» У. Шекспира). С этого момента и до самой смерти Эдмунд – кумир публики, признанный величайшим актёром своего времени. Основу его репертуара составили роли в пьесах Шекспира. Эдмунд отошёл от установившейся традиции их трактовки. Так, Шейлок в его исполнении представал не комич. злодеем, как было принято, а человеком тонко чувствующим, одиноким, мстительным, но в то же время уязвимым; облик героя также был изменён – вместо привычного рыжего парика появились чёрные вьющиеся волосы. Ричарда III («Ричард III») Эдмунд показал умным, мужественным и обаятельным человеком, что делало его героя особенно опасным. В историю театра вошли оригинальные интерпретации образов Гамлета, Отелло, Макбета в одноим. трагедиях Шекспира. Представитель «театра переживания», обладавший бурным сценич. темпераментом, выразит. мимикой, Эдмунд в то же время в деталях продумывал концепцию роли, скрупулёзно работал над пластикой, мимикой, сценич. речью. Особенно удавались актёру контрастные переходы от одного эмоционального состояния к другому. Как истинный романтик, К. подчёркивал в своём герое ценность индивидуальности, неповторимость и масштаб личности. Он – первый из англ. трагиков, чей культ можно сравнить с культом актёров-«звёзд» 20 в. Его личности и судьбе А. Дюма-отец посвятил пьесу «Кин» (1836; в 1953 переработана Ж. П. Сартром). В России роль Кина исполняли крупнейшие трагики В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, М. В. Дальский, А. И. Южин-Сумбатов и др.
Его сын Чарлз Джон (18.1.1811, Уотерфорд, Ирландия – 22.1.1868, Лондон). С 1827 на сцене «Друри-Лейн», исполнение роли Гамлета («Гамлет» У. Шекспира) в 1838 выдвинуло его в ряд ведущих англ. актёров. В историю мирового театра вошли спектакли, которые он поставил в лондонском «Принсесс тиэтр» (в 1850–59 руководил этим театром): «Виндзорские кумушки» (1851), «Король Джон» (1852), «Ричард II» (1857) и др. пьесы Шекспира. Также ставил совр. франц. драмы и мелодрамы. Увлекаясь историей, стремился к достоверности интерьеров, костюмов, оружия и мебели, учитывал все новейшие изыскания (так, для постановки «Сарданапала» Дж. Байрона в 1853 были использованы открытия археологов на раскопках Ниневии). В программах к спектаклям указывал использованные науч. источники. Драматургию Шекспира, включая те пьесы, действие которых происходило в фантастич. странах, Чарлз Джон рассматривал прежде всего как историческую (англ. исследователи называют этот стиль «археологич. натурализмом»). В то же время значит. внимание уделял стилевому единству спектакля, организации сценич. пространства, чёткой фиксации мизансцен, массовым сценам (актёры разбивались на отд. небольшие группы, у каждой из которых была своя роль, чем достигалось впечатление естеств. жизни толпы), став тем самым одним из основоположников европ. режиссёрского театра.