Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 689

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Кочетова
Э. Кин в роли Шейлока («Венецианский купец» У. Шекспира).

КИН (Kean), се­мья англ. ак­тё­ров и те­ат­раль­ных дея­те­лей. Эд­мунд (17.3.1789, по др. све­де­ни­ям, 1787, Лон­дон – 15.5.1833, Рич­монд). На сце­не с 12 лет, вы­сту­пал в про­винц. труп­пах во всех жан­рах и ам­п­луа. В 1814 де­бю­ти­ро­вал на сце­не лон­дон­ско­го те­ат­ра «Дру­ри-Лейн» в ро­ли Шей­ло­ка («Ве­не­ци­ан­ский ку­пец» У. Шек­спи­ра). С это­го мо­мен­та и до са­мой смер­ти Эд­мунд – ку­мир пуб­ли­ки, при­знан­ный ве­ли­чай­шим ак­тё­ром сво­его вре­ме­ни. Ос­но­ву его ре­пер­туа­ра со­ста­ви­ли ро­ли в пье­сах Шек­спи­ра. Эд­мунд ото­шёл от ус­та­но­вив­шей­ся тра­ди­ции их трак­тов­ки. Так, Шей­лок в его ис­пол­не­нии пред­ста­вал не ко­мич. зло­де­ем, как бы­ло при­ня­то, а че­ло­ве­ком тон­ко чув­ст­вую­щим, оди­но­ким, мсти­тель­ным, но в то же вре­мя уяз­ви­мым; об­лик ге­роя так­же был из­ме­нён – вме­сто при­выч­ного ры­же­го па­ри­ка поя­ви­лись чёр­ные вью­щие­ся во­ло­сы. Ри­чар­да III («Ри­чард III») Эд­мунд по­ка­зал ум­ным, му­же­ст­вен­ным и обая­тель­ным че­ло­ве­ком, что де­ла­ло его ге­роя осо­бен­но опас­ным. В ис­то­рию те­ат­ра во­шли ори­ги­наль­ные ин­тер­пре­та­ции об­ра­зов Гам­ле­та, Отел­ло, Мак­бе­та в од­но­им. тра­ге­ди­ях Шек­спи­ра. Пред­ста­ви­тель «те­ат­ра пе­ре­жи­ва­ния», об­ла­дав­ший бур­ным сце­нич. тем­пе­ра­мен­том, вы­ра­зит. ми­ми­кой, Эд­мунд в то же вре­мя в де­та­лях про­ду­мы­вал кон­цеп­цию ро­ли, скру­пу­лёз­но ра­бо­тал над пла­сти­кой, ми­ми­кой, сце­нич. ре­чью. Осо­бен­но уда­ва­лись ак­тё­ру кон­тра­ст­ные пе­ре­хо­ды от од­но­го эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния к дру­го­му. Как ис­тин­ный ро­ман­тик, К. под­чёр­ки­вал в сво­ём ге­рое цен­ность ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, не­по­вто­ри­мость и мас­штаб лич­но­сти. Он – пер­вый из англ. тра­ги­ков, чей культ мож­но срав­нить с куль­том ак­тё­ров-«звёзд» 20 в. Его лич­но­сти и судь­бе А. Дю­ма-отец по­свя­тил пье­су «Кин» (1836; в 1953 пе­ре­ра­бо­та­на Ж. П. Сар­тром). В Рос­сии роль Ки­на ис­пол­ня­ли круп­ней­шие тра­ги­ки В. А. Ка­ра­ты­гин, П. С. Мо­ча­лов, М. В. Даль­ский, А. И. Южин-Сум­ба­тов и др.

Его сын Чарлз Джон (18.1.1811, Уо­тер­форд, Ир­лан­дия – 22.1.1868, Лон­дон). С 1827 на сце­не «Дру­ри-Лейн», ис­пол­не­ние ро­ли Гам­ле­та («Гам­лет» У. Шек­спи­ра) в 1838 вы­дви­ну­ло его в ряд ве­ду­щих англ. ак­тё­ров. В ис­то­рию ми­ро­во­го те­ат­ра во­шли спек­так­ли, ко­то­рые он по­ста­вил в лон­дон­ском «Прин­сесс ти­этр» (в 1850–59 ру­ко­во­дил этим те­атром): «Винд­зор­ские ку­муш­ки» (1851), «Ко­роль Джон» (1852), «Ри­чард II» (1857) и др. пье­сы Шек­спи­ра. Так­же ста­вил совр. франц. дра­мы и ме­ло­дра­мы. Ув­ле­ка­ясь ис­то­ри­ей, стре­мил­ся к дос­то­вер­но­сти ин­терь­е­ров, кос­тю­мов, ору­жия и ме­бе­ли, учи­ты­вал все но­вей­шие изы­ска­ния (так, для по­ста­нов­ки «Сар­да­на­па­ла» Дж. Бай­ро­на в 1853 бы­ли ис­поль­зо­ва­ны от­кры­тия ар­хео­ло­гов на рас­коп­ках Ни­не­вии). В про­грам­мах к спек­так­лям ука­зы­вал ис­поль­зо­ван­ные на­уч. ис­точ­ни­ки. Дра­ма­тур­гию Шек­спи­ра, вклю­чая те пье­сы, дей­ст­вие ко­то­рых про­ис­хо­ди­ло в фан­та­стич. стра­нах, Чарлз Джон рас­смат­ри­вал пре­ж­де все­го как ис­то­ри­че­скую (англ. ис­сле­до­ва­те­ли на­зы­ва­ют этот стиль «ар­хео­ло­гич. на­ту­ра­лиз­мом»). В то же вре­мя зна­чит. вни­ма­ние уде­лял сти­ле­во­му един­ст­ву спек­так­ля, ор­га­ни­за­ции сце­нич. про­стран­ст­ва, чёт­кой фик­са­ции ми­зан­сцен, мас­со­вым сце­нам (ак­тё­ры раз­би­ва­лись на отд. не­боль­шие груп­пы, у ка­ж­дой из ко­то­рых бы­ла своя роль, чем дос­ти­га­лось впе­чат­ле­ние ес­теств. жиз­ни тол­пы), став тем са­мым од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков ев­роп. ре­жис­сёр­ско­го те­ат­ра.

Лит.: Минц Н. В. Э. Кин. М., 1957; Play­fair G. Kean. Westport, 1973; Schoch R. W. Shakespeare’s Victorian stage: performing his­tory in the theatre of C. Kean. Camb.; N. Y., 1998.

Вернуться к началу