Ю́ЖИН-СУМБА́ТОВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Ю́ЖИН-СУМБА́ТОВ, Южин, Сумбатов-Южин (наст. фам. Сумбатов) Александр Иванович [4(16).9.1857, с. Кукуевка (по др. сведениям, Муравлёвка) Тульской губ. – 17.9.1927, Ницца; похоронен в Москве], рос. актёр, драматург, театральный деятель, нар. арт. Республики (1922). Из груз. княжеской семьи. Учился на юридич. ф-те С.-Петерб. ун-та. На проф. сцене дебютировал в 1876 в Тифлисе. С 1881 в моск. труппе А. А. Бренко. С 1882 в Малом театре (под псевд. Южин). Огромное значение придавал слову. Его сценич. речь отличалась неожиданностью интонаций, мелодическим разнообразием. Лирич. пафос его ранних ролей – Дюнуа и Мортимер («Орлеанская дева» и «Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Дон Санчо («Звезда Севильи» Лопе Ф. де Веги Карпьо) – вскоре сменился пафосом силы воли и духа: Карл V и Рюи Блаз («Эрнани» и «Рюи Блаз» В. Гюго), маркиз Поза («Дон Карлос» Шиллера), посадник Глеб («Посадник» А. К. Толстого). Не обладая большим трагич. темпераментом, Ю.-С. вырабатывал точный рисунок роли, живописность облика. Величественность и масштаб отличали роли в драмах У. Шекспира – Яго («Отелло»), Макбет («Макбет»). Играл комедийные, характерные роли; был мастером реплики, что придавало блеск его поздним комедийным образам: Фигаро («Женитьба Фигаро» П. Бомарше), Репетилов и Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Болингброк («Стакан воды» Э. Скриба), Телятев («Бешеные деньги» А. Н. Островского). В 1909 возглавил Малый театр. С позиции театра как «искусства живой жизни» полемизировал с совр. театральными течениями и с тем, что представлялось ему режиссёрским засильем; в то же время пополнял репертуар совр. драматургией (Л. Н. Андреев, О. Уайльд, Б. Шоу). С 1918 пред. Совета, с 1919 пред. дирекции, затем директор и поч. директор Малого театра. В теоретич. наследие Ю.-С. входят статьи и выступления, воспоминания о Л. Н. Толстом, портреты П. С. Мочалова, М. Н. Ермоловой, А. П. Ленского и др. Автор пьес, в которых соединял зоркость и остроумие совр. наблюдений с романтич. трактовкой характеров: «Листья шелестят» (1881), «Муж знаменитости» (1884), «Арказановы» (1886), «Цепи» (1888), «Джентльмен» (1897), «Закат» (1899), «Измена» (1903).