Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Ю́ЖИН-СУМБА́ТОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ю́ЖИН-СУМБА́ТОВ, Южин, Сум­ба­тов-Южин (наст. фам. Сум­ба­тов) Алек­сандр Ива­но­вич [4(16).9.1857, с. Ку­ку­ев­ка (по др. све­де­ни­ям, Му­рав­лёв­ка) Туль­ской губ. – 17.9.1927, Ниц­ца; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рос. ак­тёр, дра­ма­тург, те­ат­раль­ный дея­тель, нар. арт. Рес­пуб­ли­ки (1922). Из груз. кня­же­ской се­мьи. Учил­ся на юри­дич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та. На проф. сце­не де­бю­ти­ро­вал в 1876 в Тиф­ли­се. С 1881 в моск. труп­пе А. А. Брен­ко. С 1882 в Ма­лом те­ат­ре (под псевд. Южин). Ог­ром­ное зна­че­ние при­да­вал сло­ву. Его сце­нич. речь от­ли­ча­лась не­ожи­дан­но­стью ин­то­на­ций, ме­ло­ди­че­ским раз­но­об­ра­зи­ем. Ли­рич. па­фос его ран­них ро­лей – Дю­нуа и Мор­ти­мер («Ор­ле­ан­ская де­ва» и «Ма­рия Стю­арт» Ф. Шил­ле­ра), Дон Сан­чо («Звез­да Се­ви­льи» Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо) – вско­ре сме­нил­ся па­фо­сом си­лы во­ли и ду­ха: Карл V и Рюи Блаз («Эр­на­ни» и «Рюи Блаз» В. Гю­го), мар­киз По­за («Дон Кар­лос» Шил­ле­ра), по­сад­ник Глеб («По­сад­ник» А. К. Тол­сто­го). Не об­ла­дая боль­шим тра­гич. тем­пе­ра­мен­том, Ю.-С. вы­ра­ба­ты­вал точ­ный ри­су­нок ро­ли, жи­во­пис­ность об­ли­ка. Ве­ли­че­ст­вен­ность и мас­штаб от­ли­ча­ли ро­ли в дра­мах У. Шек­спи­ра – Яго («Отел­ло»), Мак­бет («Мак­бет»). Иг­рал ко­ме­дий­ные, ха­рак­тер­ные ро­ли; был мас­те­ром ре­п­ли­ки, что при­да­ва­ло блеск его позд­ним ко­ме­дий­ным об­раз­ам: Фи­га­ро («Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше), Ре­пе­ти­лов и Фа­му­сов («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Бо­лин­гб­рок («Ста­кан во­ды» Э. Скри­ба), Те­ля­тев («Бе­ше­ные день­ги» А. Н. Ост­ров­ско­го). В 1909 воз­гла­вил Ма­лый театр. С по­зи­ции те­ат­ра как «ис­кус­ст­ва жи­вой жиз­ни» по­ле­ми­зи­ро­вал с совр. те­ат­раль­ны­ми те­че­ния­ми и с тем, что пред­став­ля­лось ему ре­жис­сёр­ским за­силь­ем; в то же вре­мя по­пол­нял ре­пер­ту­ар совр. дра­ма­тур­ги­ей (Л. Н. Ан­д­ре­ев, О. Уайльд, Б. Шоу). С 1918 пред. Со­ве­та, с 1919 пред. ди­рек­ции, за­тем ди­рек­тор и поч. ди­рек­тор Ма­ло­го те­ат­ра. В тео­ре­тич. на­сле­дие Ю.-С. вхо­дят ста­тьи и вы­сту­п­ле­ния, вос­по­ми­на­ния о Л. Н. Тол­стом, порт­ре­ты П. С. Мо­ча­ло­ва, М. Н. Ер­мо­ло­вой, А. П. Лен­ско­го и др. Ав­тор пьес, в ко­то­рых со­еди­нял зор­кость и ост­ро­умие совр. на­блю­де­ний с ро­ман­тич. трак­тов­кой ха­рак­те­ров: «Ли­стья ше­ле­стят» (1881), «Муж зна­ме­ни­то­сти» (1884), «Ар­ка­за­но­вы» (1886), «Це­пи» (1888), «Джент­ль­мен» (1897), «За­кат» (1899), «Из­ме­на» (1903).

Соч.: За­пис­ки. Ста­тьи. Пись­ма. М., 1951; Пье­сы. М., 1961.

Лит.: Фи­лип­пов В. Ак­тер Южин. М., 1941; Чхи­к­ви­шви­ли Д. И. А. И. Сум­ба­тов-Южин: Жизнь и твор­че­ст­во. Тб.; М., 1982; «До­ро­гой друг и кол­ле­га по сла­до­стям те­ат­раль­но­го управ­ле­ния…»: Пе­ре­пис­ка В. А. Те­ля­ков­ско­го и А. И. Южи­на, 1917–1924 / Публ. и вступ. ст. М. Г. Све­тае­вой, прим. М. Г. Све­тае­вой, Н. Э. Зве­ни­го­род­ской // Мне­мо­зи­на. До­ку­мен­ты и фак­ты из ис­то­рии оте­че­ст­вен­но­го те­ат­ра ХХ ве­ка / Ред.-сост. В. В. Ива­нов. М., 2004. Вып. 3; Гон­ча­рен­ко А. А. И. Южин – ру­ко­во­ди­тель Ма­ло­го те­ат­ра. М., 2004.

Вернуться к началу