ГО́РЬКИЙ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГО́РЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород – 18.6.1936, Горки, под Москвой; урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене], рус. писатель, публицист, общественный деятель. Из мещан. Рано потеряв родителей, воспитывался в семье деда. Окончил два класса слободского начального уч-ща [в Кунавине (ныне Канавино), пригороде Нижнего Новгорода], образование не смог продолжать из-за бедности (разорилось красильное заведение деда), с десяти лет был вынужден работать. Обладавший уникальной памятью, Г. всю жизнь напряжённо занимался самообразованием. В 1884 отправился в Казань, где участвовал в работе подпольных народнических кружков; связь с революц. движением во многом определила его жизненные и творческие устремления. В 1888–89 и 1891–92 скитался по югу России; впечатления от этих «хождений по Руси» в последующем стали важнейшим источником сюжетов и образов для его творчества (прежде всего раннего).
Первая публикация – рассказ «Макар Чудра», напечатанный в тифлисской газ. «Кавказ» 12.9.1892. В 1893–96 Г. активно сотрудничал с приволжскими газетами, где опубликовал множество фельетонов и рассказов. Всерос. и общеевропейскую известность имя Г. получило вскоре после выхода его первого сб. «Очерки и рассказы» (т. 1–2, 1898), в котором острота и яркость в передаче жизненных реалий сочетались с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира («Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш», «Мальва», «На плотах», «Песня о Соколе» и др.). Особенный интерес вызвал образ босяка, глашатая свободолюбивой философии, которая в определённой степени перекликалась с учением Ф. Ницше. Символом растущего революц. движения в России стала «Песня о Буревестнике» (1901).
С началом работы Г. в 1900 в изд-ве «Знание» началась его многолетняя литературно-организаторская деятельность. Он расширил программу изд-ва, организовал (с 1904) выпуск знаменитых сб-ков «Знания», сплотил вокруг изд-ва крупнейших писателей, близких к реалистич. направлению (И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн и др.), и фактически возглавил это направление в его противостоянии модернизму.
На рубеже 19–20 вв. вышли первые романы Г. «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900). В 1902 в МХТ были поставлены его первые пьесы – «Мещане» и «На дне». Вместе с пьесами «Дачники» (1904), «Дети Солнца» (1905), «Варвары» (1906) они определили своеобразный горьковский тип рус. реалистич. театра нач. 20 в., основанный на острой социальной конфликтности и ясно выраженной идеологичности характеров. Пьеса «На дне», где жизненная конкретика сопрягается с филос. обобщениями, поныне сохраняется в репертуаре мн. театров мира.
Вовлечённый в активную политич. деятельность в начале первой рус. революции, Г. был вынужден в янв. 1906 эмигрировать (вернулся в кон. 1913). Пик сознательной политич. ангажированности (социально-демократич. окраски) писателя пришёлся на 1906–07, когда были опубликованы пьеса «Враги» (1906), роман «Мать» (1906–07), публицистич. сб-ки «Мои интервью» и «В Америке» (оба 1906). Вместе с тем уже в написанной годом позже повести «Исповедь» (1908) отразились более широкое мировидение и комплекс филос. идей, связанных с богостроительством (сказалась близость Г. к кругу А. А. Богданова и А. В. Луначарского, вызвавшая недовольство и критику В. И. Ленина).
Новый поворот в миросозерцании и стилевой манере Г. обнаружился в повестях «Городок Окуров» (1909–10) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910–1911), а также в автобиографич. прозе 1910-х гг.: повестях «Хозяин» (1913), «Детство» (1913–14), «В людях» (1916), сб. рассказов «По Руси» (1912–17) и др.: Г. обратился к проблеме рус. нац. характера, неоромантическую экспрессию ранних произведений сменили внешне неброские, но пластически достоверные образы. Повесть «Детство» заставила даже негативно настроенную к Г. символистскую критику (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус и др.) говорить о высочайшем мастерстве писателя. Те же тенденции отразились и в т. н. втором драматургич. цикле: пьесы «Чудаки» (1910), «Васса Железнова» (1-я ред. – 1910), «Старик» (созд. в 1915, опубл. в 1918) и др.
В период Февр. и Окт. революций 1917 Г. стремился бороться с антигуманистич. и антикультурным произволом, ставку на который делали большевики (цикл статей «Несвоевременные мысли» в газ. «Новая жизнь»). После окт. 1917 он, с одной стороны, включился в культурную и обществ. работу новых институтов, а с другой – критиковал большевистский террор, пытался спасти от арестов и казней (в ряде случаев – удачно) представителей творческой интеллигенции. Усиливавшиеся разногласия с политикой В. И. Ленина привели Г. в окт. 1921 к эмиграции (формально она была представлена как выезд за границу для лечения), которая фактически (с перерывами) продолжалась до 1933.
1-я пол. 1920-х гг. отмечена поисками Г. новых принципов худож. мировосприятия. В эксперим. фрагментарно-мемуарной форме написана кн. «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924), в центре которой – тема рус. нац. характера в его противоречивой сложности. Сб. «Рассказы 1922–1924 годов» (1925), в который вошли «Отшельник», «Карамора», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое», «Голубая жизнь» и др., отмечен интересом к тайнам человеческой души, психологически усложнённому типу героя, тяготением к необычным для прежнего Г. условно-фантастическим ракурсам видения. В 1920-е гг. началась работа Г. над широкими худож. полотнами, освещающими недавнее прошлое России: «Мои университеты» (1923) – повесть, завершающая автобиографич. трилогию (включает также повести «Детство» и «В людях»), роман «Дело Артамоновых» (1925), роман- эпопея «Жизнь Клима Самгина» (ч. 1–3, 1927–31; незавершённая ч. 4, 1937). Позднее эта панорама была дополнена циклом пьес: «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (2-я ред. – 1936).
Окончательно вернувшись в СССР в мае 1933, Г. принял активное участие в культурном строительстве, руководил подготовкой 1-го Всесоюзного съезда сов. писателей, участвовал в создании ряда институтов, издательств и журналов. Его выступления и организационные усилия сыграли существенную роль в утверждении эстетики социалистического реализма. Публицистика этих лет характеризует Г. как одного из идеологов сов. строя, косвенно и прямо выступающего с апологетикой сталинского режима. Одновременно он неоднократно обращался к И. В. Сталину с ходатайствами за репрессированных деятелей науки, литературы и искусства.
К вершинам творчества Г. относится цикл мемуарных портретов современников (Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, В. И. Ленина и др.), созданных им в разное время.