«ГАБИ́МА»
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ГАБИ́МА» (др.-евр.; букв. – кафедра в синагоге, также – сцена), театр (первоначально студия). Учреждён в Москве в 1917 после нескольких попыток Н. Л. Цемаха создать театр любительскими силами в Белостоке, Варшаве (1909–1914). Первый спектакль («Вечер студийных работ», реж. Е. Б. Вахтангов) состоялся 8.10.1918. Основатели «Г.» (Цемах, Х. Д. Ровина, М. Н. Гнесин и др.) выдвинули программу создания «библейского театра», которая была поддержана рус. культурной элитой, в т. ч. М. Горьким, Ф. И. Шаляпиным, Вяч. И. Ивановым, А. Я. Таировым, С. М. Волконским и др. В «Г.» преподавали К. С. Станиславский, режиссёры и актёры МХТ. В 1917–22 худ. рук. театра – Вахтангов. Спектакли оформляли Г. Б. Якулов, И. И. Нивинский, Н. И. Альтман, Р. Р. Фальк. Соединение мифопоэтической сюжетности с формальными достижениями рус. режиссуры нач. 20 в. определило уникальность театра. Среди постановок: «Вечный жид» Д. Пинского (1920, 2-я ред. – 1923, реж. В. Л. Мчеделов), «Голем» Г. Лейвика (1925, реж. Б. И. Вершилов), «Сон Иакова» Р. Бер-Гофмана (1925, режиссёры Б. М. Сушкевич, Станиславский). Спектакль «Гадибук» по пьесе С. Ан-ского (1922, реж. Вахтангов) вошёл в число шедевров 20 в. и оказал влияние на мн. деятелей мирового театра (в т. ч. на П. Брука и Е. Гротовского). В 1926 «Г.» выехала на гастроли по Европе и Америке. В 1927 неск. человек во главе с Цемахом остались в США. После возвращения в Европу последовал новый раскол. Часть актёров вернулась в Россию, а остальные уехали в Палестину. Однако, и покинув Россию, труппа по-прежнему ориентировалась на традиции моск. режиссуры: А. Д. Дикий поставил «Клад» Шолом-Алейхема (1928, Тель-Авив) и «Корону Давида» П. Кальдерона (1929, Тель-Авив), М. А. Чехов – «Двенадцатую ночь» У. Шекспира (1930, Берлин), А. М. Грановский – пьесу «Уриель Акоста» К. Гуцкова (1930, Берлин). С 1930 «Г.» постоянно работает в Тель-Авиве. Худож. практика «Г.» выявила противоречивость и утопичность идеи «библейского театра». Прошедшая в 1930 в Берлине дискуссия, в которой участвовали Х. Н. Бялик, А. Дёблин, М. Бубер, А. Цвейг, привела к переориентации «Г.» на европ. традиции нац. театров. С нач. 1930-х гг. «Г.» опиралась на собств. режиссёрские силы: Ц. Фридлянд, Б. Череминский, Ш. Финкель, Й. Израэли, Х. Сниир и др. В разные годы в «Г.» также ставили спектакли Л. Йеснер, Л. Страсберг, Т. Гатри, А. Вайда, Ю. П. Любимов и др.