Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ГАБИ́МА»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 214-215

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Иванов
«Габима». Сцена из спектакля «Гадибук» С. Ан-ского.

«ГАБИ́МА» (др.-­евр.; букв. – ка­фед­ра в си­на­го­ге, так­же – сце­на), те­атр (пер­вона­чаль­но сту­дия). Уч­ре­ж­дён в Мо­скве в 1917 по­сле не­сколь­ких по­пы­ток Н. Л. Це­ма­ха соз­дать те­атр лю­би­тель­ски­ми си­ла­ми в Бе­ло­сто­ке, Вар­ша­ве (1909–1914). Пер­вый спек­такль («Ве­чер сту­дий­ных ра­бот», реж. Е. Б. Вах­тан­гов) со­сто­ял­ся 8.10.1918. Ос­но­ва­те­ли «Г.» (Це­мах, Х. Д. Ро­ви­на, М. Н. Гне­син и др.) вы­дви­ну­ли про­грам­му соз­да­ния «биб­лей­ско­го те­ат­ра», ко­то­рая бы­ла под­дер­жа­на рус. куль­тур­ной эли­той, в т. ч. М. Горь­ким, Ф. И. Ша­ля­пи­ным, Вяч. И. Ива­но­вым, А. Я. Таи­ро­вым, С. М. Вол­кон­ским и др. В «Г.» пре­по­да­ва­ли К. С. Ста­ни­слав­ский, ре­жис­сё­ры и ак­тё­ры МХТ. В 1917–22 худ. рук. те­ат­ра – Вах­тан­гов. Спек­так­ли оформ­ля­ли Г. Б. Яку­лов, И. И. Ни­вин­ский, Н. И. Альт­ман, Р. Р. Фальк. Со­еди­не­ние ми­фо­по­эти­че­ской сю­жет­но­сти с фор­маль­ны­ми дос­ти­же­ния­ми рус. ре­жис­су­ры нач. 20 в. оп­ре­де­ли­ло уни­каль­ность те­ат­ра. Сре­ди по­ста­но­вок: «Веч­ный жид» Д. Пин­ско­го (1920, 2-я ред. – 1923, реж. В. Л. Мче­де­лов), «Го­лем» Г. Лей­ви­ка (1925, реж. Б. И. Вер­ши­лов), «Сон Иа­ко­ва» Р. Бер-Гоф­ма­на (1925, ре­жис­сё­ры Б. М. Суш­кевич, Ста­ни­слав­ский). Спек­такль «Га­ди­бук» по пье­се С. Ан-ско­го (1922, реж. Вах­тан­гов) во­шёл в чис­ло ше­дев­ров 20 в. и ока­зал влия­ние на мн. дея­те­лей ми­ро­во­го те­ат­ра (в т. ч. на П. Бру­ка и Е. Гро­тов­ско­го). В 1926 «Г.» вы­еха­ла на га­ст­ро­ли по Ев­ро­пе и Аме­ри­ке. В 1927 неск. че­ло­век во гла­ве с Це­ма­хом ос­та­лись в США. По­сле воз­вра­ще­ния в Ев­ро­пу по­сле­до­вал но­вый рас­кол. Часть ак­тё­ров вер­ну­лась в Рос­сию, а ос­таль­ные уе­ха­ли в Па­ле­сти­ну. Од­на­ко, и по­ки­нув Рос­сию, труп­па по-преж­не­му ори­ен­ти­ро­ва­лась на тра­ди­ции моск. ре­жис­су­ры: А. Д. Ди­кий по­ста­вил «Клад» Шо­лом-Алей­хе­ма (1928, Тель-Авив) и «Ко­ро­ну Да­ви­да» П. Каль­де­ро­на (1929, Тель-Авив), М. А. Че­хов – «Две­на­дца­тую ночь» У. Шек­спи­ра (1930, Бер­лин), А. М. Гра­нов­ский – пье­су «Ури­ель Ако­ста» К. Гуц­ко­ва (1930, Бер­лин). С 1930 «Г.» по­стоян­но ра­бо­та­ет в Тель-Ави­ве. Ху­дож. прак­ти­ка «Г.» вы­яви­ла про­ти­во­ре­чи­вость и уто­пич­ность идеи «биб­лей­ско­го те­ат­ра». Про­шед­шая в 1930 в Бер­ли­не дис­кус­сия, в ко­то­рой уча­ст­во­ва­ли Х. Н. Бя­лик, А. Дё­блин, М. Бу­бер, А. Цвейг, при­ве­ла к пе­ре­ори­ен­та­ции «Г.» на ев­роп. тра­ди­ции нац. те­ат­ров. С нач. 1930-х гг. «Г.» опи­ра­лась на собств. ре­жис­сёр­ские си­лы: Ц. Фрид­лянд, Б. Че­ре­мин­ский, Ш. Фин­кель, Й. Из­ра­эли, Х. Сни­ир и др. В раз­ные го­ды в «Г.» так­же ста­ви­ли спек­так­ли Л. Йес­нер, Л. Страс­берг, Т. Гат­ри, А. Вай­да, Ю. П. Лю­би­мов и др.

Лит.: Бре­шит «Га­би­ма». Ие­ру­са­лим, 1966 (на яз. ив­рит); Levy E. The Habima, Israel’s national theater, 1917–1977: a study of cultural nationalism. N. Y., 1979; Ива­нов В. В. Рус­ские се­зо­ны те­ат­ра «Га­би­ма». М., 1999.

Вернуться к началу