Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЁБЛИН АЛЬФРЕД

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 402

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв

ДЁБЛИН (Döblin) Альф­ред (10.8.1878, Штет­тин – 26.6.1957, Эм­мен­дин­ген, близ Фрай­бур­га), нем. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье евр. порт­но­го. Изу­чал ме­ди­ци­ну в Бер­лин­ском, Фрай­бург­ском ун-тах, д-р ме­ди­ци­ны (1905); прак­ти­кую­щий пси­хи­атр и нев­ро­па­то­лог (1911–33); в 1914–1918 на во­ен. служ­бе. В 1921–30 чл. СДПГ. В 1933 вы­ехал че­рез Швей­ца­рию в Па­риж, с 1940 – в США, где в 1941 при­нял ка­то­ли­цизм. В 1945 вер­нул­ся в Гер­ма­нию, стал ви­це-пре­зи­ден­том Ака­де­мии на­ук и лит-ры в Майн­це (1949). С 1953 жил во Фран­ции. Пе­ча­тал­ся с 1905. Д. – один из ос­но­ва­те­лей бер­лин­ско­го экс­прес­сио­ни­ст­ско­го ж. «Der Sturm» (1910). Влия­ни­ем фу­ту­риз­ма, экс­прес­сио­низ­ма, пси­хо­ана­ли­за от­ме­чен сб. рас­ска­зов «Убий­ст­во оду­ван­чи­ка» («Die Ermordung einer Butterblume», опубл. в 1913). Для ран­них ро­ма­нов Д. ха­рак­тер­ны со­че­та­ние фан­та­сти­че­ской, гро­те­ск­ной, бру­таль­ной об­раз­но­сти с фи­лос. обоб­ще­ния­ми, па­рал­лель­ное ве­де­ние не­сколь­ких ли­ний по­ве­ст­во­ва­ния, из­ло­ман­ность рит­ма: «Три прыж­ка Ван Лу­ня» («Die drei Sprünge des Wang-Lun», 1915, рус. пер. 2006) – о кит. па­ци­физ­ме 18 в.; «Вал­лен­штейн» («Wallenstein», 1920) – на те­му бес­си­лия муд­ре­ца пе­ред ми­ро­вым злом; ан­ти­уто­пия «Го­ры, мо­ря и ги­ган­ты» («Berge, Meere und Gigan­ten», 1924) – о рас­то­п­ле­нии грен­ланд­ских льдов в от­да­лён­ном бу­ду­щем. В 1920-е гг. ма­не­ра Д. эво­лю­цио­ни­ро­ва­ла от аб­ст­ракт­но­сти к сти­ли­сти­ке «но­вой вещ­но­сти» в при­нёс­шем ему сла­ву ро­ма­не «Бер­лин – Алек­сан­дер­п­лац» («Berlin Alexanderplatz», 1929, рус. пер. 1935; эк­ра­ни­за­ция Р. В. Фас­бин­де­ра, 1980) – о ра­бо­чем, чей тра­гич. по­еди­нок с судь­бой дан на фо­не де­таль­но изо­бра­жён­но­го го­ро­да-спру­та. Сре­ди про­из­ве­де­ний 1930–40-х гг.: ав­то­био­гра­фич. ро­ман «По­ща­ды нет» («Par­don wird nicht ge­ge­ben», 1935, рус. пер. 1937), по­ве­ст­вую­щий о кон­флик­те че­ло­ве­ка и без­лич­ных со­ци­аль­ных сил; три­ло­гия «Ама­зон­ки» («Amazonas», 1937–48) – хро­ни­ка за­вое­ва­ния Но­во­го Све­та; ис­то­рич. тет­ра­ло­гия «Но­ябрь 1918» («November 1918», 1939–50). Ше­девр позд­не­го твор­че­ст­ва Д. – фи­лос.-ре­лиг. ро­ман «Гам­лет, или Дол­гая ночь под­ходит к кон­цу» («Ham­let, oder Die lange Nacht nimmt ein En­de», 1945–46, опубл. в 1956, рус. пер. 1983), в цен­тре ко­то­ро­го – те­мы ме­та­фи­зич. ви­ны, по­ис­ка ис­ти­ны. Д. – ав­тор мно­го­числ. книг пуб­ли­ци­сти­ки и эс­сеи­сти­ки, ав­то­био­гра­фии «Мар­шрут судь­бы» («Schiсksalreise», 1949).

Соч.: Ausgewählte Werke in Einzelbänden. Ol­ten; Freiburg, 1960–2006. Bd 1–38.

Лит.: Пав­ло­ва Н. С. Ти­по­ло­гия не­мец­ко­го ро­ма­на, 1900–1945. М., 1982; Balve J. Ästhetik und Antropologie bei A. Döblin. Wiesbaden, 1990; Arnold A. A. Döblin. B., 1996; Sander G. A. Döblin. Stuttg., 2001; Companion to the works of A. Döblin. Rochester, 2004.

Вернуться к началу