ДЁБЛИН АЛЬФРЕД
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЁБЛИН (Döblin) Альфред (10.8.1878, Штеттин – 26.6.1957, Эммендинген, близ Фрайбурга), нем. писатель. Родился в семье евр. портного. Изучал медицину в Берлинском, Фрайбургском ун-тах, д-р медицины (1905); практикующий психиатр и невропатолог (1911–33); в 1914–1918 на воен. службе. В 1921–30 чл. СДПГ. В 1933 выехал через Швейцарию в Париж, с 1940 – в США, где в 1941 принял католицизм. В 1945 вернулся в Германию, стал вице-президентом Академии наук и лит-ры в Майнце (1949). С 1953 жил во Франции. Печатался с 1905. Д. – один из основателей берлинского экспрессионистского ж. «Der Sturm» (1910). Влиянием футуризма, экспрессионизма, психоанализа отмечен сб. рассказов «Убийство одуванчика» («Die Ermordung einer Butterblume», опубл. в 1913). Для ранних романов Д. характерны сочетание фантастической, гротескной, брутальной образности с филос. обобщениями, параллельное ведение нескольких линий повествования, изломанность ритма: «Три прыжка Ван Луня» («Die drei Sprünge des Wang-Lun», 1915, рус. пер. 2006) – о кит. пацифизме 18 в.; «Валленштейн» («Wallenstein», 1920) – на тему бессилия мудреца перед мировым злом; антиутопия «Горы, моря и гиганты» («Berge, Meere und Giganten», 1924) – о растоплении гренландских льдов в отдалённом будущем. В 1920-е гг. манера Д. эволюционировала от абстрактности к стилистике «новой вещности» в принёсшем ему славу романе «Берлин – Александерплац» («Berlin Alexanderplatz», 1929, рус. пер. 1935; экранизация Р. В. Фасбиндера, 1980) – о рабочем, чей трагич. поединок с судьбой дан на фоне детально изображённого города-спрута. Среди произведений 1930–40-х гг.: автобиографич. роман «Пощады нет» («Pardon wird nicht gegeben», 1935, рус. пер. 1937), повествующий о конфликте человека и безличных социальных сил; трилогия «Амазонки» («Amazonas», 1937–48) – хроника завоевания Нового Света; историч. тетралогия «Ноябрь 1918» («November 1918», 1939–50). Шедевр позднего творчества Д. – филос.-религ. роман «Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу» («Hamlet, oder Die lange Nacht nimmt ein Ende», 1945–46, опубл. в 1956, рус. пер. 1983), в центре которого – темы метафизич. вины, поиска истины. Д. – автор многочисл. книг публицистики и эссеистики, автобиографии «Маршрут судьбы» («Schiсksalreise», 1949).