ФА́СБИНДЕР РАЙНЕР ВЕРНЕР
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФА́СБИНДЕР (Fassbinder) Райнер Вернер (31.5.1945, Бад-Вёрисхофен – 10.6.1982, Мюнхен), нем. режиссёр. Из семьи д-ра медицины и переводчицы. В 1966 окончил актёрские курсы в Мюнхене. В 1967 примкнул к труппе «Театра действия» (Мюнхен), через год там же организовал (совм. с П. Рабеном, К. Раабом и И. Херманн) и возглавил «Антитеатр». Ведущей актрисой этого коллектива и кинематографа Ф. стала Х. Шигулла. С труппой «Антитеатра» поставил фильмы «Любовь холоднее смерти», «Катцельмахер» (оба 1969), «Боги чумы» (1970) и др., снятые в эстетике независимого малобюджетного кино под влиянием Ж. Л. Годара и Ж. М. Штрауба. Нонконформист, сочувствовавший левацким радикальным движениям, Ф. наряду с В. Вендерсом, В. Херцогом, Ф. Шлёндорфом и др. формировал «новое немецкое кино» (критич. отношение к неизжитому нацистскому прошлому, консервативному социально-политич. климату ФРГ). Успех принесли ленты «Торговец четырёх времён года» (1971) и «Страх съедает душу» (1974, пр. Мкф в Канне). Принял участие (режиссёр и актёр) в работе над коллективным публицистич. ф. «Германия осенью» (1978; новелла Ф. проникнута духом растерянности интеллектуалов перед кризисом нем. общества) – о терактах, осуществлённых членами леворадикальной группировки Фракция Красной Армии (RAF). Острые обществ. вопросы сопряжены с личными проблемами (в т. ч. с темой гомосексуализма) в лентах «В году тринадцать лун» (1978) и «Третье поколение» (1979). В фильмах «Отчаяние» (др. назв. – «Путешествие в свет»; по роману В. В. Набокова, 1978), «Лили Марлен» (1981, по мотивам мемуаров певицы Л. Андерсен) и 14-серийном т/ф «Берлин – Александерплац» (1980, по роману А. Дёблина) выражен эмоциональный эклектичный режиссёрский почерк новой эпохи, отсылающий к «большому стилю» историч. картин Л. Висконти. Наибольшее признание получила трилогия «Замужество Марии Браун» (1979), «Лола» (1981) и «Тоска Вероники Фосс» (1982, пр. Мкф в Зап. Берлине) – вершинное достижение постмодернизма в кинокультуре; жанр мелодрамы использован для иронич. остранения в духе Б. Брехта. В 1982 поставил ф. «Кэрель» (по роману «Кэрель из Бреста» Ж. Жене). Автор сценариев своих фильмов. Автор пьес (в т. ч. «Капли дождя на раскалённых скалах», 1985; одноим. спектакль в этом же году поставил К. Вайсе на Мюнхенском театральном фестивале).