Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФА́СБИНДЕР РАЙНЕР ВЕРНЕР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 206-207

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Плахов
Р.В. Фасбиндер во время съёмок.

ФА́СБИНДЕР (Fassbinder) Рай­нер Вер­нер (31.5.1945, Бад-Вё­рис­хо­фен – 10.6.1982, Мюн­хен), нем. ре­жис­сёр. Из се­мьи д-ра ме­ди­ци­ны и пе­ре­во­дчи­цы. В 1966 окон­чил ак­тёр­ские кур­сы в Мюн­хе­не. В 1967 примк­нул к труп­пе «Те­ат­ра дей­ст­вия» (Мюн­хен), че­рез год там же ор­га­ни­зо­вал (совм. с П. Ра­бе­ном, К. Раа­бом и И. Хер­манн) и воз­гла­вил «Ан­ти­те­атр». Ве­ду­щей ак­три­сой это­го кол­лек­ти­ва и ки­не­ма­то­гра­фа Ф. ста­ла Х. Ши­гул­ла. С труп­пой «Ан­ти­те­ат­ра» по­ста­вил филь­мы «Лю­бовь хо­лод­нее смер­ти», «Кат­цель­махер» (оба 1969), «Бо­ги чу­мы» (1970) и др., сня­тые в эс­те­ти­ке не­за­ви­си­мо­го ма­ло­бюд­жет­но­го ки­но под влия­ни­ем Ж. Л. Го­да­ра и Ж. М. Штрау­ба. Нон­кон­фор­мист, со­чув­ст­во­вав­ший ле­вац­ким ра­ди­каль­ным дви­же­ни­ям, Ф. на­ря­ду с В. Вен­дер­сом, В. Хер­цо­гом, Ф. Шлён­дор­фом и др. фор­ми­ро­вал «но­вое не­мец­кое ки­но» (кри­тич. от­но­ше­ние к не­из­жи­то­му на­ци­ст­ско­му про­шло­му, кон­сер­ва­тив­но­му со­ци­аль­но-по­ли­тич. кли­ма­ту ФРГ). Ус­пех при­нес­ли лен­ты «Тор­го­вец че­ты­рёх вре­мён го­да» (1971) и «Страх съе­да­ет ду­шу» (1974, пр. Мкф в Кан­не). При­нял уча­стие (ре­жис­сёр и ак­тёр) в ра­бо­те над кол­лек­тив­ным пуб­ли­ци­стич. ф. «Гер­ма­ния осе­нью» (1978; но­вел­ла Ф. про­ник­ну­та ду­хом рас­те­рян­но­сти ин­тел­лек­туа­лов пе­ред кри­зи­сом нем. об­ще­ст­ва) – о те­рак­тах, осу­щест­в­лён­ных чле­на­ми ле­во­ра­ди­каль­ной груп­пи­ров­ки Фрак­ция Крас­ной Ар­мии (RAF). Ост­рые об­ществ. во­про­сы со­пря­же­ны с лич­ны­ми про­бле­ма­ми (в т. ч. с те­мой го­мо­сек­суа­лиз­ма) в лен­тах «В го­ду три­на­дцать лун» (1978) и «Третье по­ко­ле­ние» (1979). В филь­мах «От­чая­ние» (др. назв. – «Пу­те­ше­ст­вие в свет»; по ро­ма­ну В. В. На­бо­ко­ва, 1978), «Ли­ли Мар­лен» (1981, по мо­ти­вам ме­муа­ров пе­ви­цы Л. Ан­дер­сен) и 14-се­рий­ном т/ф «Бер­лин – Алек­сан­дер­п­лац» (1980, по ро­ману А. Дё­бли­на) вы­ра­жен эмо­цио­наль­ный эк­лек­тич­ный ре­жис­сёр­ский по­черк но­вой эпо­хи, от­сы­лаю­щий к «боль­шо­му сти­лю» ис­то­рич. кар­тин Л. Вис­кон­ти. Наи­боль­шее при­зна­ние по­лу­чи­ла три­ло­гия «За­му­же­ст­во Ма­рии Бра­ун» (1979), «Ло­ла» (1981) и «Тос­ка Ве­ро­ни­ки Фосс» (1982, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не) – вер­шин­ное дос­ти­же­ние по­стмо­дер­низ­ма в ки­но­куль­ту­ре; жанр ме­ло­дра­мы ис­поль­зо­ван для иро­нич. ост­ра­не­ния в ду­хе Б. Брех­та. В 1982 по­ста­вил ф. «Кэ­рель» (по ро­ма­ну «Кэ­рель из Бреста» Ж. Же­не). Ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов. Ав­тор пьес (в т. ч. «Ка­п­ли до­ж­дя на рас­ка­лён­ных ска­лах», 1985; од­но­им. спек­такль в этом же го­ду по­ста­вил К. Вай­се на Мюн­хен­ском те­ат­раль­ном фес­ти­ва­ле).

Лит.: Limmer W. Fassbinder. Münch., 1972; Ryans T. Fassbinder. L., 1980; Zwerenz G. Der langsame Tod des R. W. Fassbinder. Münch., 1982; R. W. Fassbinder. 5. Aufl. Münch., 1985; R. W. Fassbinder // Text+Kritik. 1989. № 103; Pflaum H. G. R. W. Fassbinder. Münch., 1992; RWF это Фас­сбин­дер. СПб., 2002; Elsaesser T. R. W. Fassbinder. 2. Aufl. B., 2012.

Вернуться к началу