Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕ́РЦОГ ВЕРНЕР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 35

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Плахов

ХЕ́РЦОГ (Herzog) (наст. фам. Хер­цог-Сти­пе­тич, Herzog Stipetić) Вер­нер (р. 5.9.1942, Мюн­хен), нем. ре­жис­сёр. Изу­чал ис­то­рию, лит-ру и те­атр в Мюн­хен­ском ун-те, про­дол­жив обу­че­ние в Ун-те Дю­кена в Питтс­бур­ге (США). Пер­вый пол­но­мет­раж­ный фильм – ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ская прит­ча «Зна­ки жиз­ни» (1968, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не). Уже на ран­нем эта­пе вы­де­ли­лись два осн. ти­па ге­роя. Пер­вый – вои­тель, мис­сио­нер, ниц­шеа­нец, мань­як, одер­жи­мый па­ра­нои­даль­ной иде­ей. Та­ких ге­ро­ев иг­рал К. Кин­ски в филь­мах «Агир­ре, гнев Бо­жий» (1972) и «Фиц­кар­раль­до» (1982, пр. Мкф в Кан­не). Дру­гой ха­рак­тер­ный пер­со­наж – мар­ги­нал, па­рия, пре­бы­ваю­щий в тра­гич. оди­но­че­ст­ве, но осе­нён­ный бо­же­ст­вен­ной ис­крой («Ка­ж­дый за се­бя, и Бог про­тив всех», 1974, пр. Мкф в Кан­не; «Стро­шек», 1977). Час­то ра­бо­та­ет в экс­тре­маль­ных ус­ло­ви­ях в са­мых от­да­лён­ных угол­ках ми­ра. В ис­то­рию по­стмо­дер­ни­ст­ской куль­ту­ры, где со­бы­тие за­ме­ня­ет­ся его ин­сце­ни­ров­кой, во­шла гран­ди­оз­ная экс­пе­ди­ция во вре­мя съё­мок «Фиц­кар­раль­до», ко­гда сот­ни ин­дей­цев на ру­ках пе­ре­тас­ки­ва­ли ко­рабль из од­но­го при­то­ка Ама­зон­ки в дру­гой. Сре­ди иг­ро­вых филь­мов: «Стек­лян­ное серд­це» (1976), «Но­сфе­ра­ту – при­зрак но­чи» (1979), «Там, где жи­вут зе­лё­ные му­ра­вьи» (1984), «Зе­лё­ная коб­ра» (1987), «Крик кам­ня» (1991, пр. Мкф в Ве­не­ции), «Пло­хой лей­те­нант» (2009), «Ко­ро­ле­ва пус­ты­ни» (2015). Зна­чи­тель­ны так­же до­ку­мен­таль­ные лен­ты: «Ве­ли­кий экс­таз рез­чи­ка по де­ре­ву Штай­не­ра» (1974), «Га­шер­брум – сия­ющая го­ра» (1984), «Ма­лыш Ди­тер дол­жен ле­тать» (1997), «Мой луч­ший враг – Кла­ус Кин­ски» (1999). Идеи о пре­вос­ход­ст­ве ар­ха­ич­ных эпох и бун­те лич­но­сти про­тив совр. куль­ту­ры как тор­же­ст­ва по­сред­ст­вен­но­сти Х. раз­ви­ва­ет в ки­но­по­эме «Пе­ще­ра за­бы­тых снов» (2010) и ми­ни­се­риа­ле «Смерт­ни­ки» (2012). Ро­ман­тик и экс­прес­сио­нист нем. ки­но, Х. ред­ко на­пря­мую за­тра­ги­ва­ет со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­мы. Центр. те­мой его ки­не­ма­то­гра­фа, по­лу­чив­ше­го оп­ре­де­ле­ние ма­ги­че­ско­го, ста­но­вит­ся при­ро­да в сво­ей пер­во­здан­ной, по­рой аг­рес­сив­ной сущ­но­сти и че­ло­век на краю жиз­ни.

Лит.: Carrère E. W. Herzog. P., 1982; Pra­ger B. The cinema of W. Herzog: Aesthetic ecstasy and truth. L.; N. Y., 2007; Пла­хов А. Ре­жис­се­ры на­стоя­ще­го. СПб., 2008. Т. 1: Ви­зио­не­ры и ме­га­ло­ма­ны; Holfelder M. W. Herzog. Die Biografie. Münch., 2012; W. Herzog. A guide for the perplexed / Conversations with P. Cronin. L., 2014.

Вернуться к началу