ХЕ́РЦОГ ВЕРНЕР
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХЕ́РЦОГ (Herzog) (наст. фам. Херцог-Стипетич, Herzog Stipetić) Вернер (р. 5.9.1942, Мюнхен), нем. режиссёр. Изучал историю, лит-ру и театр в Мюнхенском ун-те, продолжив обучение в Ун-те Дюкена в Питтсбурге (США). Первый полнометражный фильм – антимилитаристская притча «Знаки жизни» (1968, пр. Мкф в Зап. Берлине). Уже на раннем этапе выделились два осн. типа героя. Первый – воитель, миссионер, ницшеанец, маньяк, одержимый параноидальной идеей. Таких героев играл К. Кински в фильмах «Агирре, гнев Божий» (1972) и «Фицкарральдо» (1982, пр. Мкф в Канне). Другой характерный персонаж – маргинал, пария, пребывающий в трагич. одиночестве, но осенённый божественной искрой («Каждый за себя, и Бог против всех», 1974, пр. Мкф в Канне; «Строшек», 1977). Часто работает в экстремальных условиях в самых отдалённых уголках мира. В историю постмодернистской культуры, где событие заменяется его инсценировкой, вошла грандиозная экспедиция во время съёмок «Фицкарральдо», когда сотни индейцев на руках перетаскивали корабль из одного притока Амазонки в другой. Среди игровых фильмов: «Стеклянное сердце» (1976), «Носферату – призрак ночи» (1979), «Там, где живут зелёные муравьи» (1984), «Зелёная кобра» (1987), «Крик камня» (1991, пр. Мкф в Венеции), «Плохой лейтенант» (2009), «Королева пустыни» (2015). Значительны также документальные ленты: «Великий экстаз резчика по дереву Штайнера» (1974), «Гашербрум – сияющая гора» (1984), «Малыш Дитер должен летать» (1997), «Мой лучший враг – Клаус Кински» (1999). Идеи о превосходстве архаичных эпох и бунте личности против совр. культуры как торжества посредственности Х. развивает в кинопоэме «Пещера забытых снов» (2010) и минисериале «Смертники» (2012). Романтик и экспрессионист нем. кино, Х. редко напрямую затрагивает социально-политич. проблемы. Центр. темой его кинематографа, получившего определение магического, становится природа в своей первозданной, порой агрессивной сущности и человек на краю жизни.