БУ́БЕР МАРТИН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУ́БЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (8.2.1878, Вена – 13.6.1965, Иерусалим), немецко-еврейский философ и писатель, религ. мыслитель иудаизма. В 1896–99 изучал философию в Вене, Лейпциге, Цюрихе и Берлине, занимаясь также мистическими традициями Европы и Азии. В 1898–1904 принимал участие в т. н. демократич. фракции сионистского движения, но позднее отошёл от политического сионизма, предпочитая ему работу над возрождением евр. культуры в широком мировом контексте. Это было связано помимо культурного универсализма Б. с присущими ему симпатиями к мирному анархизму и к идеям ненасильственного действия в духе М. Ганди; он мечтал о свободных кооперативных поселениях евреев в Палестине без государства и армии. В 1924–1933 проф. ун-та во Франкфурте-на-Майне. В 1938 эмигрировал в Палестину, проф. Еврейского ун-та в Иерусалиме (1938–51). В 1947 высказывал скептич. отношение к разделу Палестины, призывая к мирному сосуществованию с арабами. После 2-й мировой войны выступал с лекциями в США и ФРГ. В 1960–62 был президентом АН Израиля. Его осн. работы: «Я и Ты» («Ich und Du», 1923, рус. пер. 1992), «Царство Божие» («Königtum Gottes», 1932), «Проблема человека» («Das Problem des Menschen», 1948, рус. пер. 1992), «Два образа веры» («Zwei Glaubensweisen», 1950, рус. пер. 1995), «Образы добра и зла» («Bilder von Gut und Böse», 1952), «Затмение Бога» («Eclipse of God», 1952), «Путь человека по учению хасидизма» («Der Weg des Menschen nach der chassidischen Lehre», 1948) и др.
Философия Б. окрашена в экзистенциалистские тона; её центр. идея – бытие как «диалог» (между Богом и человеком, между человеком и миром и т. п.). «Диалогический» дух, противостоящий греч. монологизму, Б. искал в библейском миропонимании. В гл. филос. труде «Я и Ты» Б. противопоставляет два типа отношения к действительности, выражаемые двумя парами слов: «Я и Оно» и «Я и Ты». Пока всё сущее находится под знаком «Оно» как предмет чисто прагматич. опыта, человек остаётся чужд личному бытию; он становится личностью в той степени, в какой обретает отношение, находящееся под знаком «Ты», – к природе, к др. человеку и, наконец, к «абсолютному Ты», т. е. к Богу. При достаточной последовательности вторая позиция способна снять противоречие между ощущением себя внутри мира и преданием себя Богу: «Заключить весь мир в Ты, воздавая миру его права и его правду, не признавая ничего рядом с Богом, но видя всё в Нём, – таково совершенное отношение» («Werke». Bd 1. S. 131).
Лит. творчество Б. [филос. проза, пересказы хасидских легенд, произведения беллетристич. жанров, напр. повесть из жизни мистически настроенного еврейства времён наполеоновских войн «Гог и Магог» (1941, рус. пер. 2002)] представлено на нем. яз. и на иврите. Новый перевод ветхозаветных книг на нем. яз., ориентированный на воссоздание «первозданной» библейской архаики текста, был начат Б. в 1925 совм. с Ф. Розенцвейгом и после смерти последнего (1929) доведён Б. до конца (т. 1–15, 1926–35).
Восприятие идей Б. за пределами иудаизма происходило в кругу католической (Х. У. фон Бальтазар) и особенно протестантской мысли (диалектическая теология), а также экзистенциальной и персоналистической философии христианского характера (Г. Марсель). В центре работы М. М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» (1929) стоит концепция «диалогизма», весьма близкая центральной интуиции «Я и Ты».