НИВИ́НСКИЙ ИГНАТИЙ ИГНАТЬЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИВИ́НСКИЙ Игнатий Игнатьевич [30.12.1880(11.1.1881), Москва – 27.10.1933, там же], рос. график, живописец, архитектор и сценограф. Учился в Москве – в СХПУ (1893–98), Археологич. ин-те (1907–08), Школе рисования и живописи С. Ю. Жуковского (1908–10). Влияние на Н. оказала встреча с И. В. Жолтовским в 1900, с которым он путешествовал по Италии (1903–04 и 1908) и помощником которого работал в 1900-х гг. Посетил Италию также в 1910 (совм. с Р. И. Клейном) и 1912. Проектировал церковь для с. Баклаково Самарской губ. (1908), дачу Берга в Пушкино под Москвой (1912). В монументально-декоративной живописи пытался возродить традиции венецианского Высокого Возрождения: росписи интерьеров Скакового клуба (1903, арх. Жолтовский), кофейни гостиницы «Метрополь» (1908), особняка Тарасова на Спиридоновке (1909–12, арх. Жолтовский), Киевского вокзала (ок. 1916, арх. И. И. Рерберг; все в Москве), также усыпальницы князей Юсуповых в Архангельском (1910, арх. Клейн). В 1906–11 руководитель и исполнитель всех декоративных работ в Музее изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ; арх. Клейн). Участвовал в выставках Моск. товарищества художников (с 1913), объединения «Мир искусства» (с 1916). Чл. Проф. союза художников-гравёров (1917–19, пред. правления), объединения «Четыре искусства» (с 1924).
В станковой живописи Н. сочетаются стремление возродить классич. традицию итал. иск-ва и увлечение П. Сезанном; среди картин – виды Италии, автопортрет (все – ГРМ). С 1911 обратился к офорту, обучался у Г. Н. Гамон-Гамана (ученика В. В. Матэ). В неоклассицистич. стилистике его офортов («Итальянская сюита», 1913; «Св. Себастьян», 1915; «Крымская сюита», 1916–17; «Пасхальная ночь», 1918; «Кавказские каприччио», 1923–25, и др.) отразилось увлечение творчеством Дж. Б. Пиранези и Ф. Брэнгвина; их отличают блеск техники, глубина и богатство тонов, выверенная конструктивность, стремление обогатить классич. язык гравюры приёмами совр. авангардизма (в т. ч. использование монтажа). С 1918 руководил росписями агитпоездов, с 1918 занялся плакатом. Пафос преобразования действительности Н. передаёт в индустриальных пейзажах, стремясь сделать офорт искусством «большого стиля», своеобразным документом эпохи (серия цветных офортов «ЗАГЭС», 1927; «Казанская железная дорога», 1932).
По приглашению Е. Б. Вахтангова с 1921 начал работать для театра. Сценография Н. отмечена условной декоративностью, использованием гротеска, яркой зрелищностью, созвучной характеру режиссуры; среди спектаклей – «Эрик XIV» Ю. А. Стриндберга (1921, 1-я студия МХТ), «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1922, 3-я студия МХТ, оба – реж. Вахтангов), «Доходное место» А. Н. Островского (1926, Малый театр, Москва). Преподавал в СХПУ (1899–1906), на Высших строит. курсах (1906–1914), в МУЖВЗ (1917) и Вхутемасе–Вхутеине (1921–30, проф.) в Москве.