Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́РБЕРГ ИВАН ИВАНОВИЧ

Авторы: А. Ю. Броновицкая
И. И. Рерберг (совместно с В. К. Олтаржевским и В. Г. Шуховым). Киевский (бывший Брянский) вокзал в Москве. 1911–14 (завершён в 1920). Фото Д. В. Соловьёва

РЕ́РБЕРГ Иван Ива­но­вич [22.9(4.10).1869, Мо­ск­ва – 1932, там же], рос. ар­хи­тек­тор и ин­же­нер, засл. де­ят. нау­ки и тех­ни­ки РСФСР (1932). Про­ис­хо­дит из се­мьи об­ру­сев­ших дат­чан, мн. чле­ны ко­то­рой бы­ли ин­же­не­ра­ми. Окон­чив ка­дет­ский кор­пус, слу­жил в са­пёр­ных вой­сках, окон­чил Во­ен­но-инж. ака­де­мию в С.-Пе­тер­бур­ге (1896). Фор­ми­ро­ва­ние Р. как ар­хи­тек­то­ра свя­за­но с мно­го­лет­ним со­труд­ни­че­ст­вом с Р. И. Клей­ном. В 1898–1912 Р. был за­мес­ти­те­лем Клей­на на строи­тель­ст­ве зда­ния Му­зея изящ­ных ис­кусств в Мо­ск­ве, па­рал­лель­но вы­пол­нял обя­зан­но­сти гл. ин­же­не­ра и управ­ляю­ще­го ра­бо­та­ми на др. про­ек­тах Клей­на: ре­мес­лен­ном уч-ще на Ми­ус­ской пл. (1903), зда­нии ма­га­зи­на «Мюр и Ме­ри­лиз» (1908) и др. От Клей­на Р. вос­при­нял мас­тер­ст­во ра­бо­ты с ис­то­рич. ар­хит. фор­ма­ми, ко­то­рые удач­но при­ме­нял в ком­би­на­ции с совр. жел.-бе­тон. и ме­тал­лич. кон­ст­рук­ция­ми, а так­же с функ­цио­наль­ны­ми пла­ни­ро­воч­ны­ми ре­ше­ния­ми. Ов­ла­дев язы­ком не­оклас­си­циз­ма, Р. не из­ме­нял ему до кон­ца жиз­ни, ос­тав­шись в сто­ро­не от аван­гард­ных те­че­ний. Все его по­строй­ки рас­по­ло­же­ны в Мо­ск­ве.

С сер. 1900-х гг. Р. на­чал са­мо­сто­ят. ар­хит. прак­ти­ку. Его важ­ней­шие про­изве­де­ния – ком­плекс Сев. стра­хо­во­го об-ва на ул. Иль­ин­ка (1909–11; совм. с ар­хи­тек­то­ра­ми М. М. Пе­ре­тят­ко­ви­чем и В. К. Ол­тар­жев­ским) и Брян­ский (Ки­ев­ский) во­кзал (1911–14, за­вер­шён в 1920; совм. с Ол­тар­жев­ским и В. Г. Шу­хо­вым). По­сле 1917 Р. про­дол­жил ак­тив­но ра­бо­тать: спро­ек­ти­ро­вал па­виль­он Хле­бо­про­дук­та на ВСХВ (1923), уча­ст­во­вал в кон­кур­се на создание Мав­зо­лея В. И. Ле­ни­на. В 1925 вы­иг­рал кон­курс на строительство зда­ния Центр. те­ле­гра­фа (1927). По­след­ней круп­ной по­строй­кой Р. ста­ла Шко­ла крас­ных ко­ман­ди­ров им. ВЦИК в Крем­ле (1932–34), выпол­нен­ная в рус­ле рус­ско­го клас­си­циз­ма 18 в. Р. уча­ст­во­вал в рес­тав­ра­ции Ма­не­жа и Боль­шо­го те­ат­ра (1921–23), вы­пол­нил про­ект пе­ре­пла­ни­ров­ки ря­да его по­ме­ще­ний (реа­ли­зо­вал­ся под его ру­ко­вод­ством до 1932). В 1906–18 Р. вёл курс ар­хи­тек­ту­ры в МУЖВЗ, в Моск. инж. уч-ще и на Выс­ших жен­ских строит. кур­сах; в 1920-х гг. пре­по­да­вал смет­ное де­ло на ар­хит. ф-те МВТУ.

Его брат – Фё­дор Ива­но­вич Рер­берг (1865–1938), ху­дож­ник, уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии зда­ний Брян­ско­го во­кза­ла и Центр. те­ле­гра­фа. Внук – Г. И. Рерберг­.

Лит.: Щер­бо Г. М. И. Рер­берг // Зод­чие Мо­ск­вы, XX век. М., 1988.

Вернуться к началу