Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЕЙН

Авторы: А. В. Слёзкин
Фото А. И. Нагаева Р. И. Клейн. «Чайный дом» на Мясницкой улице в Москве. 1890–93.

КЛЕЙН Ро­ман (Ро­берт Юли­ус) Ива­но­вич [19(31).3.1858, Мо­ск­ва – 3.5.1924, там же], рос. ар­хи­тек­тор. Д. стат. сов. (1912). Окон­чил МУЖВЗ (1879) и пе­терб. АХ (1882). С кон. 1880-х гг. ра­бо­тал пре­им. по ча­ст­ным за­ка­зам; спро­ек­ти­ро­вал боль­шое ко­ли­че­ст­во по­стро­ек в Мо­ск­ве и Под­мос­ко­вье, от­ра­зив­ших все осн. ис­то­ри­че­ские сти­ли эпо­хи. В не­оре­нес­санс­ных фор­мах ре­ше­но боль­шин­ст­во по­стро­ен­ных К. в Мо­ск­ве особ­ня­ков: В. А. Мо­ро­зо­вой (1886–88), Х. Б. Вы­соц­кой (1900–01; 1910), собств. дом (1889, 1896; не сохр.); так­же ряд до­ход­ных до­мов – Т-ва ви­но­тор­гов­ли К. Ф. Де­пре (ок. 1900), Вар­ва­рин­ско­го под­во­рья (1890–1892) и др. Ра­бо­ты К. в не­орус­ском сти­ле – Сред­ние тор­го­вые ря­ды в Мо­ск­ве (1890–94), Спас­ская ц. на За­нар­ском клад­би­ще в Сер­пу­хо­ве (1895), ча­сов­ня-усы­паль­ни­ца Лев­чен­ко в Дон­ском мон. в Мо­ск­ве (1910-е гг.), в не­о­ви­зан­тий­ском сти­ле – ц. Всех Свя­тых в Вы­соц­ком мон. в Сер­пу­хо­ве (1896, усы­паль­ни­ца Кон­ши­ных). В фор­мах не­оба­рок­ко бы­ла ре­ше­на ц. Свя­тых жён-ми­ро­но­сиц в Сер­пу­хо­ве (1880–96, не сохр.); в псев­до­ки­тай­ском сти­ле – «Чай­ный дом» в Мо­ск­ве (1890–93). Стиль мо­дерн на твор­че­ст­во К. по­вли­ял сла­бо, от­ра­зив­шись наи­бо­лее яв­но в об­ли­ке та­ких по­стро­ек, как тор­го­вый дом Мас­лен­ни­ко­ва (1900-е гг., не сохр.) и до­ход­ный дом Г. А. Кеп­пе­на (1907–14). Приё­мы мо­дер­на у К. со­че­та­ют­ся с нео­го­ти­че­ски­ми (ма­га­зин тор­го­во­го до­ма «Мюр и Ме­ри­лиз», 1896–98), не­оре­нес­санс­ны­ми (дом Сер­пу­хов­ско­го гор. об-ва, 1904–06) ли­бо с псев­до­мань­е­ри­сти­че­ски­ми (особ­няк И. И. Не­кра­со­ва в Мо­ск­ве, 1906).

Наи­боль­шую из­вест­ность К. при­нес­ли по­строй­ки в сти­ле не­оклас­си­циз­ма, пре­ж­де все­го зда­ние Му­зея изящ­ных ис­кусств (1898–1912, ны­не Му­зей изо­бра­зи­тель­ных ис­кусств име­ни А. С. Пуш­ки­на) – са­мое круп­ное про­из­ве­де­ние зод­че­го, в ко­то­ром он про­явил се­бя как талант­ли­вый мас­тер ин­терь­е­ров, вос­соз­даю­щих разл. ис­то­рич. эпо­хи и од­но­вре­мен­но функ­цио­наль­но оп­рав­дан­ных; за этот про­ект К. по­лу­чил зва­ние ака­де­ми­ка пе­терб. АХ (1907). Дру­гие его нео­клас­сич. про­из­ве­де­ния – зда­ние ки­но­те­ат­ра «Ко­ли­зей» в Мо­ск­ве (1914, ны­не театр «Со­вре­мен­ник»), храм-усы­паль­ни­ца Юсу­по­вых в Ар­хан­гель­ском (1909–1916), зда­ние Пе­да­го­гич. ин-та и ре­аль­но­го уч-ща (1910), Бо­ро­дин­ский мост (1912–13). Про­ек­ты К. 1920-х гг. ос­та­лись не­осу­ще­ст­в­лён­ны­ми. В 1918–24 пре­по­да­вал в Моск. выс­шем тех­нич. учи­ли­ще.

Лит.: На­що­ки­на М. В. Мо­с­ков­ский мо­дерн. 2-е изд. М., 2005; она же. Ар­хи­тек­то­ры мо­с­ков­ско­го мо­дер­на. 3-е изд. М., 2005.

Вернуться к началу