КЛЕЙН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЕЙН Роман (Роберт Юлиус) Иванович [19(31).3.1858, Москва – 3.5.1924, там же], рос. архитектор. Д. стат. сов. (1912). Окончил МУЖВЗ (1879) и петерб. АХ (1882). С кон. 1880-х гг. работал преим. по частным заказам; спроектировал большое количество построек в Москве и Подмосковье, отразивших все осн. исторические стили эпохи. В неоренессансных формах решено большинство построенных К. в Москве особняков: В. А. Морозовой (1886–88), Х. Б. Высоцкой (1900–01; 1910), собств. дом (1889, 1896; не сохр.); также ряд доходных домов – Т-ва виноторговли К. Ф. Депре (ок. 1900), Варваринского подворья (1890–1892) и др. Работы К. в неорусском стиле – Средние торговые ряды в Москве (1890–94), Спасская ц. на Занарском кладбище в Серпухове (1895), часовня-усыпальница Левченко в Донском мон. в Москве (1910-е гг.), в неовизантийском стиле – ц. Всех Святых в Высоцком мон. в Серпухове (1896, усыпальница Коншиных). В формах необарокко была решена ц. Святых жён-мироносиц в Серпухове (1880–96, не сохр.); в псевдокитайском стиле – «Чайный дом» в Москве (1890–93). Стиль модерн на творчество К. повлиял слабо, отразившись наиболее явно в облике таких построек, как торговый дом Масленникова (1900-е гг., не сохр.) и доходный дом Г. А. Кеппена (1907–14). Приёмы модерна у К. сочетаются с неоготическими (магазин торгового дома «Мюр и Мерилиз», 1896–98), неоренессансными (дом Серпуховского гор. об-ва, 1904–06) либо с псевдоманьеристическими (особняк И. И. Некрасова в Москве, 1906).
Наибольшую известность К. принесли постройки в стиле неоклассицизма, прежде всего здание Музея изящных искусств (1898–1912, ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) – самое крупное произведение зодчего, в котором он проявил себя как талантливый мастер интерьеров, воссоздающих разл. историч. эпохи и одновременно функционально оправданных; за этот проект К. получил звание академика петерб. АХ (1907). Другие его неоклассич. произведения – здание кинотеатра «Колизей» в Москве (1914, ныне театр «Современник»), храм-усыпальница Юсуповых в Архангельском (1909–1916), здание Педагогич. ин-та и реального уч-ща (1910), Бородинский мост (1912–13). Проекты К. 1920-х гг. остались неосуществлёнными. В 1918–24 преподавал в Моск. высшем технич. училище.