Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕ́ХОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 536

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Иванов
М.А. Чехов в роли Эрика XIV («Эрик XIV» А. Стриндберга).

ЧЕ́ХОВ Ми­ха­ил Алек­сан­д­ро­вич [16(28).8.1891, С.-Пе­тер­бург – 30.9 (по др. све­де­ни­ям, 1.10).1955, Бе­вер­ли-Хилс, штат Ка­ли­фор­ния, США], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, засл. арт. Рес­пуб­ли­ки (1924). Пле­мян­ник А. П. Че­хо­ва. В 1910 окон­чил Те­ат­раль­ную шко­лу А. С. Су­во­ри­на при те­ат­ре Лит.-ху­дож. об-ва в С.-Пе­тер­бур­ге и был при­нят в труп­пу. С 1912 со­труд­ник фи­ли­аль­но­го от­де­ле­ния МХТ. К. С. Ста­ни­слав­ский за­ме­тил да­ро­ва­ние ак­тё­ра, ра­бо­тал с ним над ро­ля­ми Епи­хо­до­ва («Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва), Ми­ши («Про­вин­ци­ал­ка» И. С. Тур­ге­не­ва) и др. С осе­ни 1912 в 1-й Сту­дии МХТ. Смысл сту­дии оп­ре­де­лял как «со­б­ра­ние ве­рую­щих в ре­ли­гию Ста­ни­слав­ско­го». Фор­ми­ро­вал­ся так­же под влия­ни­ем Л. А. Су­лер­жиц­ко­го, Е. Б. Вах­тан­го­ва, а с 1921 – сим­во­лиз­ма А. Бе­ло­го и ан­тро­по­со­фии Р. Штай­не­ра. В сту­дии соз­дал об­ра­зы Ко­бу­са («Ги­бель "На­де­ж­ды"» Г. Гей­ер­ман­са), Маль­во­лио («Две­на­дца­тая ночь» У. Шек­спи­ра), Ка­ле­ба («Свер­чок на пе­чи» по Ч. Дик­кен­су), Фри­бе («Празд­ник ми­ра» Г. Га­упт­ма­на), Фре­зе­ра («По­топ» Ю. Бер­ге­ра). Тра­гич. об­раз Эри­ка XIV («Эрик XIV» А. Стринд­бер­га), чья ду­шев­ная боль бы­ла пе­ре­ве­де­на на лёг­кий, «тан­цую­щий» те­ат­раль­ный язык, как и сыг­ран­ный во МХАТе фан­тас­ма­го­рич. Хле­ста­ков («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), по­ра­зив­ший со­вре­мен­ни­ков дерз­кой точ­но­стью трак­тов­ки и им­про­ви­за­ци­он­но­стью ис­пол­не­ния, вы­дви­ну­ли Ч. в чис­ло круп­ней­ших рус. ак­тё­ров. Ра­бо­тая под рук. Вах­тан­го­ва, раз­де­лял его взгля­ды на Ста­ни­слав­ско­го сис­те­му. По­пыт­ки ос­мыс­лить и раз­вить её по­бу­ди­ли Ч. в 1918 соз­дать сту­дию (Че­хов­ская сту­дия; ру­ко­во­дил до 1921). По­сле ус­пеш­ных для Ч. га­ст­ро­лей 1-й сту­дии МХТ за ру­бе­жом в 1922 воз­гла­вил сту­дию, пре­об­ра­зо­ван­ную в 1924 во МХАТ 2-й. В от­крыв­шем те­атр шек­спи­ров­ском «Гам­ле­те» сыг­рал за­глав­ную роль – совр. ин­тел­ли­ген­та, от­стаи­ваю­ще­го ду­хов­ное в че­ло­ве­ке. Ро­ли: Аб­ле­ухов («Пе­тер­бург» А. Бе­ло­го), Му­ром­ский («Де­ло» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на). Пье­сам, пря­мо от­ра­жав­шим сию­ми­нут­ные со­бы­тия, пред­по­чи­тал клас­сич. ре­пер­ту­ар. В по­ста­нов­ке клас­сич. про­из­ве­де­ний уча­ст­во­вал как пе­да­гог, пред­ла­гая ак­тё­рам уп­раж­не­ния, по­мо­гав­шие про­ник­но­ве­нию в об­раз; вёл за­ня­тия по раз­ви­тию тех­ни­ки ак­тё­ра. От­каз от совр. дра­ма­тур­гии вы­звал про­тест у час­ти труп­пы, а пе­да­го­гич. уп­раж­не­ния и ув­ле­че­ние ан­тро­по­со­фи­ей – по­доз­ре­ния в мис­ти­ке. В 1928 Ч. от­ка­зал­ся от ру­ко­во­дства те­ат­ром и, опа­са­ясь аре­ста, уе­хал в Гер­ма­нию. Из Гер­ма­нии об­ра­тил­ся в Гла­ви­скус­ст­во с прось­бой о го­до­вом от­пус­ке и воз­мож­но­сти по воз­вра­ще­нии соз­дать Те­атр клас­сич. по­ста­но­вок. От­пуск пре­дос­та­ви­ли, в те­ат­ре от­ка­за­ли. В Бер­ли­не ра­бо­тал у М. Рейн­хард­та. Сыг­рал Ски­да («Ар­ти­сты» Г. Уот­тер­са и А. Хоп­кин­са), Юзи­ка («Юзик» О. Ды­мо­ва), Кня­зя («Феа» Ф. фон Ун­ру). По­ста­вил «Две­на­дца­тую ночь» Шек­спи­ра в сту­дии «Га­би­ма». В 1930–31 пы­тал­ся ор­га­ни­зо­вать свой те­атр в Па­ри­же (спек­такль «Дво­рец про­бу­ж­да­ет­ся» по рус. сказ­кам). В 1932–34 ра­бо­тал в Ри­ге, ока­зав боль­шое влия­ние на раз­ви­тие те­ат­раль­но­го иск-ва в При­бал­ти­ке. Сре­ди по­ста­но­вок: «Эрик XIV» (Эрик) и «Гам­лет» (Гам­лет) Шек­спи­ра, «Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го» А. К. Тол­сто­го (Гроз­ный) – Нац. те­атр; «Се­ло Сте­пан­чи­ко­во» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (Фо­ма) – Рус. те­атр (все 1932). В ка­у­нас­ском Те­ат­ре рус. дра­мы по­ста­вил спек­так­ли: «Гам­лет» (1932), «Две­на­дца­тая ночь» и «Ре­ви­зор» (оба 1933). Вёл за­ня­тия в Ла­тыш­ской те­ат­раль­ной шко­ле и кур­сы проф. ак­тё­ров в Си­гул­де. С труп­пой, соз­дан­ной из ос­тав­ших­ся за гра­ни­цей ак­тё­ров МХАТа, в 1935 по­ехал на га­ст­ро­ли в Аме­ри­ку. В 1935–38 ра­бо­тал в Ве­ли­ко­бри­та­нии, где воз­глав­лял те­ат­раль­ную сту­дию в по­ме­стье ме­це­на­тов Элмхер­стов. Здесь Ч. офор­мил свой ме­тод обу­че­ния ак­тёр­ско­му мас­терст­ву в сис­те­му. В 1938 сту­дия пе­ре­еха­ла в США, в нач. 1939 пре­об­ра­зо­ва­лась в Те­атр Че­хо­ва, про­су­ще­ст­во­вав­ший до 1942. Сре­ди по­ста­но­вок: «Бе­сы» Г. С. Жда­но­ва по пись­мам и про­из­ве­де­ни­ям Дос­то­ев­ско­го (1939), «Ко­роль Лир» Шек­спи­ра (1941). С 1942 в Гол­ли­ву­де, пре­по­да­вал ак­тёр­ское мас­тер­ст­во. В Ла­бо­ра­то­рии ак­тё­ров в Лос-Анд­же­ле­се по­ста­вил пье­су «Ре­ви­зор» (1946). Сре­ди уче­ни­ков – М. Мон­ро, Г. Пек, Ю. Брин­нер. Сни­мал­ся в филь­мах «Че­ло­век из рес­то­ра­на», «При­зра­ки сча­стья», «За­во­ро­жён­ный», «Рап­со­дия» и др.

Соч.: Путь ак­те­ра. Л., 1928; О тех­ни­ке ак­тера. Лос-Анд­же­лес, 1946; Ли­те­ра­тур­ное насле­дие: В 2 т. М., 1995; Лек­ции Р. Штай­не­ра о дра­ма­ти­че­ском ис­кус­ст­ве в из­ло­же­нии М. Че­хо­ва. Пись­ма к В. А. Гро­мо­ву // Мне­мо­зи­на: До­ку­мен­ты и фак­ты из ис­то­рии оте­че­ст­вен­но­го те­ат­ра ХХ ве­ка. М., 2000. Вып. 2 / Сост. В. В. Ива­нов; Путь ак­те­ра: Жизнь и встре­чи. М., 2011.

Лит.: Гро­мов В. А. М. Че­хов. М., 1970; Мар­ков П. А. Пер­вая сту­дия МХТ (Су­лер­жиц­кий – Вах­тан­гов – Че­хов) // Мар­ков П. А. О те­ат­ре. М., 1974. Т. 1; Бюк­линг Л. Пись­ма М. Че­хо­ва М. До­бу­жин­ско­му: (Го­ды эмиг­ра­ции. 1938–1951). СПб., 1994; она же. М. Че­хов в за­пад­ном те­ат­ре и ки­но. СПб., 2000; Ива­нов В. В. Е. Вах­тан­гов и М. Че­хов: Иг­ра на краю, или Те­ат­раль­ный опыт транс­цен­ден­таль­но­го // Рус­ский аван­гард 1910–1920-х го­дов и про­бле­ма экс­прес­сио­низ­ма. М., 2003; Ки­рил­лов А. А. Те­ат­раль­ная сис­те­ма М. Че­хо­ва // Мне­мо­зи­на: До­ку­мен­ты и фак­ты из ис­то­рии оте­че­ст­вен­но­го те­ат­ра ХХ ве­ка. М., 2004. Вып. 3 / Сост. В. В. Ива­нов; Со­ловь­е­ва И. Н. Пер­вая сту­дия. Вто­рой МХАТ: Из прак­ти­ки те­ат­раль­ных идей XX ве­ка. М., 2016.

Вернуться к началу