ЧЕ́ХОВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЕ́ХОВ Михаил Александрович [16(28).8.1891, С.-Петербург – 30.9 (по др. сведениям, 1.10).1955, Беверли-Хилс, штат Калифорния, США], рос. актёр, режиссёр, педагог, засл. арт. Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. В 1910 окончил Театральную школу А. С. Суворина при театре Лит.-худож. об-ва в С.-Петербурге и был принят в труппу. С 1912 сотрудник филиального отделения МХТ. К. С. Станиславский заметил дарование актёра, работал с ним над ролями Епиходова («Вишнёвый сад» А. П. Чехова), Миши («Провинциалка» И. С. Тургенева) и др. С осени 1912 в 1-й Студии МХТ. Смысл студии определял как «собрание верующих в религию Станиславского». Формировался также под влиянием Л. А. Сулержицкого, Е. Б. Вахтангова, а с 1921 – символизма А. Белого и антропософии Р. Штайнера. В студии создал образы Кобуса («Гибель "Надежды"» Г. Гейерманса), Мальволио («Двенадцатая ночь» У. Шекспира), Калеба («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу), Фрибе («Праздник мира» Г. Гауптмана), Фрезера («Потоп» Ю. Бергера). Трагич. образ Эрика XIV («Эрик XIV» А. Стриндберга), чья душевная боль была переведена на лёгкий, «танцующий» театральный язык, как и сыгранный во МХАТе фантасмагорич. Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), поразивший современников дерзкой точностью трактовки и импровизационностью исполнения, выдвинули Ч. в число крупнейших рус. актёров. Работая под рук. Вахтангова, разделял его взгляды на Станиславского систему. Попытки осмыслить и развить её побудили Ч. в 1918 создать студию (Чеховская студия; руководил до 1921). После успешных для Ч. гастролей 1-й студии МХТ за рубежом в 1922 возглавил студию, преобразованную в 1924 во МХАТ 2-й. В открывшем театр шекспировском «Гамлете» сыграл заглавную роль – совр. интеллигента, отстаивающего духовное в человеке. Роли: Аблеухов («Петербург» А. Белого), Муромский («Дело» А. В. Сухово-Кобылина). Пьесам, прямо отражавшим сиюминутные события, предпочитал классич. репертуар. В постановке классич. произведений участвовал как педагог, предлагая актёрам упражнения, помогавшие проникновению в образ; вёл занятия по развитию техники актёра. Отказ от совр. драматургии вызвал протест у части труппы, а педагогич. упражнения и увлечение антропософией – подозрения в мистике. В 1928 Ч. отказался от руководства театром и, опасаясь ареста, уехал в Германию. Из Германии обратился в Главискусство с просьбой о годовом отпуске и возможности по возвращении создать Театр классич. постановок. Отпуск предоставили, в театре отказали. В Берлине работал у М. Рейнхардта. Сыграл Скида («Артисты» Г. Уоттерса и А. Хопкинса), Юзика («Юзик» О. Дымова), Князя («Феа» Ф. фон Унру). Поставил «Двенадцатую ночь» Шекспира в студии «Габима». В 1930–31 пытался организовать свой театр в Париже (спектакль «Дворец пробуждается» по рус. сказкам). В 1932–34 работал в Риге, оказав большое влияние на развитие театрального иск-ва в Прибалтике. Среди постановок: «Эрик XIV» (Эрик) и «Гамлет» (Гамлет) Шекспира, «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого (Грозный) – Нац. театр; «Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевскому (Фома) – Рус. театр (все 1932). В каунасском Театре рус. драмы поставил спектакли: «Гамлет» (1932), «Двенадцатая ночь» и «Ревизор» (оба 1933). Вёл занятия в Латышской театральной школе и курсы проф. актёров в Сигулде. С труппой, созданной из оставшихся за границей актёров МХАТа, в 1935 поехал на гастроли в Америку. В 1935–38 работал в Великобритании, где возглавлял театральную студию в поместье меценатов Элмхерстов. Здесь Ч. оформил свой метод обучения актёрскому мастерству в систему. В 1938 студия переехала в США, в нач. 1939 преобразовалась в Театр Чехова, просуществовавший до 1942. Среди постановок: «Бесы» Г. С. Жданова по письмам и произведениям Достоевского (1939), «Король Лир» Шекспира (1941). С 1942 в Голливуде, преподавал актёрское мастерство. В Лаборатории актёров в Лос-Анджелесе поставил пьесу «Ревизор» (1946). Среди учеников – М. Монро, Г. Пек, Ю. Бриннер. Снимался в фильмах «Человек из ресторана», «Призраки счастья», «Заворожённый», «Рапсодия» и др.