Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕ́ППЕНИНГ

ХЕ́ППЕНИНГ, хэп­пе­нинг (англ. happe­ning), вид совр. ис­кус­ст­ва, раз­но­вид­ность ак­цио­низ­ма. Со­бы­тие или пред­став­ле­ние, со­еди­няю­щее эле­мен­ты изо­бра­зит. иск-ва, му­зы­ки и те­ат­ра; не­ред­ко про­хо­дит с уча­сти­ем зри­те­лей. У ис­то­ков Х. – твор­че­ст­во амер. ком­по­зи­то­ра Дж. Кей­джа (пред­став­ле­ние в кол­лед­же г. Блэк-Ма­ун­тин, штат Сев. Ка­ро­ли­на; пье­са «4’33’’» для фес­ти­ва­ля совр. му­зы­ки в Вуд­сто­ке, штат Нью-Йорк; оба 1952) и дея­тель­ность япон. группы ху­дож­ников «Гу­тай». Тер­мин «Х.» был впер­вые ис­поль­зо­ван амер. худ. А. Ка­проу («18 хеп­пи­нин­гов в 6 час­тях», 1959, гале­рея «Ру­бен», Нью-Йорк). В от­ли­чие от пер­фор­ман­са, для Х. ха­рак­тер­ны от­сут­ст­вие чёт­ко­го пла­на, сю­же­та и ло­гич. свя­зи ме­ж­ду отд. час­тя­ми сце­на­рия, импро­ви­за­ция, па­ра­док­саль­ность дей­ст­вий. За­да­чи Х. – пре­одо­ле­ние гра­ниц ме­ж­ду ху­дож­ни­ком и зри­те­лем, со­че­та­ние разл. те­ат­раль­ных эле­мен­тов с жиз­нен­ны­ми объ­ек­та­ми и си­туа­ция­ми. Рас­цвет Х. при­шёл­ся на 1960–70-е гг. (пре­им. в США). Х. ор­га­ни­зо­вы­ва­ли К. Ол­ден­бург, Р. Рау­шен­берг, Р. Лих­тен­стайн в США, Ж. Ж. Ле­бель во Фран­ции. Так­же см. Флюк­сус.

Лит.: Kirby M. Happenings. N. Y., 1965.

Вернуться к началу