РА́УШЕНБЕРГ РОБЕРТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РА́УШЕНБЕРГ (Rauschenberg) Роберт (Роберт Милтон Эрнест) (22.10.1925, Порт-Артур, штат Техас – 12.5.2008, Каптива, штат Флорида), амер. живописец, график, скульптор, сценограф. Учился в Худож. ин-те в Канзас-Сити (1947–1948), в академии Р. Жюлиана в Париже (1948), Блэк-Маунтин-колледже (1948–49) у Дж. Альберса, худож. школе «Лига студентов-художников» в Нью-Йорке (1949–52). В кон. 1940-х гг. сблизился с Дж. Кейджем, который познакомил его с алеаторикой, приёмами случайности в процессе создания муз. произведения. В нач. 1950-х гг. исполнил серии монохромных картин, поверхности которых менялись с переменой освещения, с падающими на них тенями зрителей. В 1949–51 создал серию «фотограмм» (monoprints) с силуэтами обнажённых моделей, стоявших перед листами светочувствительной бумаги, на которые направлялся свет ламп. Методам абстрактного экспрессионизма (спонтанное набрасывание краски на холст) Р. противопоставил компоновку картины из размытых, полустёртых отпечатков фотографий, репродукций с классич. картин (чаще всего использовал для этого технику шелкографии), механич. отпечатков реальных вещей. Такие произведения, близкие по типу коллажам мастеров дадаизма и «мерц-картинам» К. Швиттерса, Р. называл «комбинированной живописью» (combine painting): «Постель» (1955, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), «Монограмма» (1955–59, Музей совр. иск-ва, Стокгольм), «Одалиска» (1955–58, Музей Людвига, Кёльн), «Каньон» (1959, галерея Зоннабенд, Нью-Йорк) и др. Выложенный на холсте коллаж переходит в иную форму – скульптурного ассамблажа, когда композиции из объёмных предметов выстраиваются в пространстве. Соединяя в одной картине реальности разных уровней, Р. стремился «заполнить брешь» между иск-вом и жизнью. Это определило его место в иск-ве США как одного из предтеч (наряду с Дж. Джонсом) и основоположников поп-арта. Р. сотрудничал с М. Каннингемом в качестве сценографа.