Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЕАТО́РИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 429

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дубинец
Алеаторика. В. А. Екимовский. «Balletto» для любого состава инструментов. 1974.

АЛЕАТО́РИКА (от лат. alea – иг­раль­ная кость), тех­ни­ка ком­по­зи­ции в му­зы­ке 20–21 вв., опи­раю­щая­ся на пред­став­ление о не­за­кре­п­лён­но­сти нот­но­го тек­ста и муз. фор­мы и пред­по­ла­гаю­щая неопре­де­лён­ность или слу­чай­ную по­сле­до­ва­тель­ность эле­мен­тов при со­чи­не­нии или ис­пол­не­нии. Су­ще­ст­ву­ют: 1) А. ком­по­зи­тор­ско­го про­цес­са, со слу­чай­ным вы­бо­ром ма­те­риа­ла при со­чи­не­нии (напр., муз. ма­те­ри­ал для «Му­зы­ки пе­ре­мен» Дж. Кей­джа под­би­рал­ся не по к.-л. ком­по­зи­тор­ским за­ко­нам, а пу­тём га­да­ния по кни­ге или под­бра­сы­ва­ния мо­нет­ки). По­лу­чае­мый при этом нот­ный текст пред­по­ла­га­ет точ­ное (не варь­и­руе­мое ис­пол­ни­те­лем) вос­про­из­ве­де­ние; 2) А. ис­пол­ни­тель­ско­го про­цес­са – кон­тро­ли­руе­мая (пред­пи­сы­ва­ет им­про­ви­за­цию во фраг­мен­тах муз. ком­по­зи­ции, при этом осн. часть нот­но­го тек­ста тра­ди­ци­он­но де­тер­ми­ни­ро­ва­на) и не­огра­ни­чен­ная (с за­пи­сан­ны­ми ис­ход­ны­ми ме­ло­дич. и рит­мич. фор­му­ла­ми, гра­фи­ка­ми или тек­сто­вы­ми ко­ман­да­ми, на ос­но­ве ко­то­рых ис­пол­ни­тель им­про­ви­зи­ру­ет).

Кон­тро­ли­руе­мая А. воз­ник­ла в США в твор­че­ст­ве Ч. Айв­за в 1910-х гг. В нач. 1950-х гг. Дж. Кейдж, М. Фелд­ман и Э. Бра­ун раз­ви­ва­ли кон­цеп­цию не­де­тер­ми­ни­ро­ван­ной нот­ной за­пи­си, в т. ч. не­ог­ра­ни­чен­ной А. С сер. 1950-х гг. А. ста­ли ис­поль­зо­вать ев­ро­пей­ские (П. Бу­лез, К. Шток­хау­зен, Х. В. Хен­це, В. Лю­то­слав­ский), а поз­же оте­че­ст­вен­ные (С. А. Гу­бай­ду­ли­на, Э. В. Де­ни­сов, В. А. Еки­мов­ский) ком­по­зи­то­ры.

Лит.: Ко­го­утек Ц. Тех­ни­ка ком­по­зи­ции в му­зы­ке XX в. М., 1976; Schäffer B. Wstęp do kompozycji. Krakóv, 1976; Ду­би­нец Е. А. Зна­ки зву­ков. К., 1999.

Вернуться к началу