АЛЕАТО́РИКА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕАТО́РИКА (от лат. alea – игральная кость), техника композиции в музыке 20–21 вв., опирающаяся на представление о незакреплённости нотного текста и муз. формы и предполагающая неопределённость или случайную последовательность элементов при сочинении или исполнении. Существуют: 1) А. композиторского процесса, со случайным выбором материала при сочинении (напр., муз. материал для «Музыки перемен» Дж. Кейджа подбирался не по к.-л. композиторским законам, а путём гадания по книге или подбрасывания монетки). Получаемый при этом нотный текст предполагает точное (не варьируемое исполнителем) воспроизведение; 2) А. исполнительского процесса – контролируемая (предписывает импровизацию во фрагментах муз. композиции, при этом осн. часть нотного текста традиционно детерминирована) и неограниченная (с записанными исходными мелодич. и ритмич. формулами, графиками или текстовыми командами, на основе которых исполнитель импровизирует).
Контролируемая А. возникла в США в творчестве Ч. Айвза в 1910-х гг. В нач. 1950-х гг. Дж. Кейдж, М. Фелдман и Э. Браун развивали концепцию недетерминированной нотной записи, в т. ч. неограниченной А. С сер. 1950-х гг. А. стали использовать европейские (П. Булез, К. Штокхаузен, Х. В. Хенце, В. Лютославский), а позже отечественные (С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, В. А. Екимовский) композиторы.