Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АССАМБЛА́Ж

Авторы: В. А. Крючкова

АССАМБЛА́Ж (франц. assemblage – со­еди­не­ние, на­бор), про­из­ве­де­ние, ос­но­ван­ное на объ­е­ди­не­нии ре­аль­ных объ­ек­тов в трёх­мер­ную ком­по­зи­цию. А. раз­ви­вал­ся в те­че­ни­ях аван­гар­диз­ма 1960–1970-х гг. По су­ще­ст­ву, пред­став­ля­ет со­бой рас­ши­рен­ный тип кол­ла­жа, со­че­тая пред­ме­ты не толь­ко на плос­ко­сти, но и в про­стран­ст­ве. Ино­гда ху­дож­ни­ки вво­дят го­то­вые пред­ме­ты в жи­во­пис­ные про­из­ве­де­ния (Р. Рау­шен­берг), в др. слу­ча­ях соз­да­ют ком­по­зи­ции ис­клю­чи­тель­но из ре­ди-мейд – «го­то­вых форм» (напр., пром. из­де­лий); сю­да же от­но­сят­ся и т. н. па­даю­щие кар­ти­ны (мон­таж пред­ме­тов на вер­ти­каль­ной плос­ко­сти). Тер­мин «А.» был вве­дён в 1953 Ж. Дю­бюф­фе, но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил с 1961, ко­гда в Со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва му­зее (Нью-Йорк) со­стоя­лась вы­став­ка «Ис­кус­ст­во ас­самб­ла­жа», пред­став­ляв­шая твор­че­ст­во ху­дож­ни­ков поп-ар­та. В об­лас­ти А. ра­бо­та­ли франц. ху­дож­ни­ки груп­пы «Но­вый реа­лизм», аме­ри­кан­цы Д. Дайн, А. Кэ­проу, по­ляк В. Ха­си­ор и др.

Лит.: Kaprow A. As­sem­blage, en­vi­ron­ments and hap­pen­ings. N. Y., 1966; Forty years of Cali­for­nia as­sem­blage. Los Ang., 1989.

Вернуться к началу