Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́ДИ-МЕЙД

Авторы: В. А. Крючкова

РЕ́ДИ-МЕЙД (англ. ready-made – го­то­вый, ра­нее соз­дан­ный), один из приё­мов ху­дож. аван­гар­диз­ма, вве­дён­ный в нач. 20 в. и пред­став­ляю­щий со­бой экс­по­ни­ро­ва­ние про­мыш­лен­но из­го­тов­лен­ных пред­ме­тов в ка­че­ст­ве про­из­ве­де­ний иск-ва. Назв. «Р.-м.» впер­вые при­ме­нил М. Дю­шан по от­но­ше­нию к сво­им «го­то­вым объ­ек­там» 1913–21: ве­ло­си­пед­ное ко­ле­со на та­бу­ре­те (1913), су­шил­ка для бу­ты­лок (1914), ло­па­та для убор­ки сне­га (1915), пис­су­ар, вы­став­лен­ный под назв. «Фон­тан» (1917). Смысл это­го жес­та со­сто­ит в том, что при сме­не кон­тек­ста (вы­ста­воч­ный зал вме­сто при­выч­но­го бы­то­во­го ок­ру­же­ния) из­ме­ня­ет­ся вос­при­ятие пред­ме­та: зри­тель ви­дит в нём уже не ути­ли­тар­ную вещь, а от­вле­чён­ную фор­му. По Дю­ша­ну, пе­ре­бро­ска пред­ме­та из обыч­но­го ок­ру­же­ния в сре­ду иск-ва прив­но­сит «но­вую мысль» о пред­ме­те, в чём и за­клю­ча­ет­ся ху­дож. твор­че­ст­во. В от­ли­чие от «най­ден­ных объ­ек­тов» в иск-ве сюр­реа­лиз­ма, все­гда уни­каль­ных, не­обыч­ных (при­род­ные об­ра­зо­ва­ния, из­но­шен­ные пред­ме­ты, их об­лом­ки), Р.-м. – из­де­лие се­рий­но­го пром. про­из-ва, т. е. он ин­те­ре­сен не сам по се­бе, а толь­ко дей­ст­ви­ем, ко­то­рое со­вер­ша­ет над ним ху­дож­ник. При­ём Р.-м., воз­ник­ший в рам­ках да­да­из­ма, на­шёл ши­ро­кое при­ме­не­ние в аван­гард­ных на­прав­ле­ни­ях 1960-х гг. – поп-ар­та, но­во­го реа­лиз­ма, ар­те по­ве­ра.

Лит.: Hopps W., Linde U., Schwarz A. M. Duchamp: readymades, etc. (1913–1964). P., 1964; Duchamp readymades. (Cat.). Van­couver, 1978.

Вернуться к началу