РЕ́ДИ-МЕЙД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕ́ДИ-МЕЙД (англ. ready-made – готовый, ранее созданный), один из приёмов худож. авангардизма, введённый в нач. 20 в. и представляющий собой экспонирование промышленно изготовленных предметов в качестве произведений иск-ва. Назв. «Р.-м.» впервые применил М. Дюшан по отношению к своим «готовым объектам» 1913–21: велосипедное колесо на табурете (1913), сушилка для бутылок (1914), лопата для уборки снега (1915), писсуар, выставленный под назв. «Фонтан» (1917). Смысл этого жеста состоит в том, что при смене контекста (выставочный зал вместо привычного бытового окружения) изменяется восприятие предмета: зритель видит в нём уже не утилитарную вещь, а отвлечённую форму. По Дюшану, переброска предмета из обычного окружения в среду иск-ва привносит «новую мысль» о предмете, в чём и заключается худож. творчество. В отличие от «найденных объектов» в иск-ве сюрреализма, всегда уникальных, необычных (природные образования, изношенные предметы, их обломки), Р.-м. – изделие серийного пром. произ-ва, т. е. он интересен не сам по себе, а только действием, которое совершает над ним художник. Приём Р.-м., возникший в рамках дадаизма, нашёл широкое применение в авангардных направлениях 1960-х гг. – поп-арта, нового реализма, арте повера.