ДЮША́Н МАРСЕЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮША́Н (Duchamp) Марсель (Анри Робер Марсель) (28.7.1887, Бленвиль-Кревон, деп-т Приморская Сена – 2.10.1968, Нёйи-сюр-Сен), франц. художник. Начал заниматься живописью с 1902 («Капелла в Бленвиле», Музей искусств, Филадельфия). В 1904 прибыл в Париж, где обучался в академии Р. Жюлиана. В ранних работах осваивал приёмы постимпрессионизма, фовизма и живописи группы «наби» («Красный дом в яблоневом саду», 1908, частное собрание, Нью-Йорк, и др.). В 1911 сформировал вместе со своими братьями Р. Дюшан-Вийоном и живописцем Жаком Вийоном (Гастон Дюшан; 1875–1963) группу «Пюто», которая составила ядро монпарнасского кубизма, заявившего о себе в 1912 на выставке «Золотое сечение». Посредством дробления форм, взаимоналожения мелких граней и плоскостей Д. стремился передать движение, что сближает его живопись нач. 1910-х гг. с исканиями футуризма. Двоящиеся, наслаивающиеся друг на друга объёмы фиксируют, как в хронофотографии, разные фазы движения фигуры («Грустный молодой человек в поезде», 1911–12, Коллекция П. Гуггенхейм, Венеция; «Обнажённая, спускающаяся по лестнице № 2», 1912, Музей искусств, Филадельфия).
С 1913 Д., разочаровавшись в живописи, показал на выставках свои первые «готовые объекты» – реди-мейд: «Велосипедное колесо на табуретке» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), скандально известный «Фонтан» (под таким назв. был выставлен в 1917 писсуар), «L. H. O. O. Q» («Мона Лиза с усами», ок. 1919, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; см. илл. к ст. Дадаизм) и др. Они ознаменовали начало дадаистского периода в творчестве художника. В 1915 прибыл в Нью-Йорк, где вместе с Ф. Пикабиа и Мэн Реем основал группу, деятельность которой подготовила худож. движение дадаизма. Обратившись (с 1913) к живописи на стекле, создал крупноформатную композицию «Большое стекло: Новобрачная, раздеваемая её же холостяками» (1915–1923, не сохр.; авторские реконструкции – 1936, Музей искусств, Филадельфия, и 1961, Музей совр. иск-ва, Стокгольм), символизирующую циркуляцию инстинктивных желаний и потоков подсознания.
В 1923 Д. заявил о своём отказе от худож. творчества, однако время от времени выступал с провокативными манифестациями «антиискусства». В 1935–41 им создан своего рода портативный музей: миниатюрные реплики и репродукции собств. произведений, разложенных в коробки, упакованные в чемодан (Нац. музей совр. иск-ва, Париж). После смерти Д. было обнаружено ещё одно его создание – «Данности: 1) водопад, 2) газовый светильник» (1946–66, Музей искусств, Филадельфия). Эту инсталляцию с вызывающе эротической женской фигурой, распростёртой со светильником в руке на фоне странного пейзажа, можно увидеть только в щель ветхой двери, наглухо перекрывающей загадочную сцену.
В конце жизни Д. приобрёл славу первопроходца и стал кумиром нового поколения авангарда, возобновившего эксперим. искания дадаизма. Его творчество вошло в предысторию таких направлений, как оп-арт, поп-арт, кинетическое искусство, минимализм, концептуальное искусство. Сестра Д. – живописец Сюзанна Дюшан-Кротти (1889–1963), жена живописца Жана Кротти (Crotti; 1878–1958).