Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИНИМАЛИ́ЗМ

Авторы: М. И. Катунян

МИНИМАЛИ́ЗМ в му­зы­ке, ме­тод ком­по­зи­ции на ос­но­ве про­стей­ших зву­ко­вы­сот­ных и рит­ми­чес­ких яче­ек – пат­тер­нов (мо­де­лей). Ими слу­жат отд. звук, ин­тер­вал, ак­корд, крат­кая ме­ло­ди­чес­кая по­пев­ка, рит­ми­чес­кая фи­гу­ра, ко­то­рые мно­го­крат­но по­вто­ря­ют­ся – точ­но и/или ва­ри­ант­но (др. назв. этой тех­ни­ки – ре­пе­ти­тив­ная). Тер­мин «М.» (англ. mini­mal music) ввёл ком­по­зи­тор М. Най­ман (1968), обо­зна­чив им ра­ди­каль­ное на­прав­ле­ние «экс­пе­ри­мен­таль­ной му­зы­ки» США, ко­то­рое воз­глав­лял Дж. Кейдж. В ос­но­ве фи­лос. и творч. кон­цеп­ции М. – идея эман­си­па­ции зву­ка и ста­тич. вос­при­ятие вре­ме­ни, чу­ж­дое экс­прес­сив­но-ди­на­ми­че­ско­му, пси­хо­ло­гич. пе­ре­жи­ва­нию вре­ме­ни в ев­роп. муз. тра­ди­ции 17–20 вв., но близ­кое ар­хаи­че­ско­му и ср.-век. ев­роп. мыш­ле­нию, тра­диц. му­зы­ке Ин­до­не­зии (га­ме­лан), Тро­пич. Аф­ри­ки, Ин­дии. Клю­че­вой иде­ей М. ста­ла ста­тич. про­цес­су­аль­ность, за­пе­чат­лён­ная в «вер­ти­каль­ном вре­ме­ни» (вы­ра­же­ние амер. ком­по­зи­то­ра и тео­ре­ти­ка Дж. Кра­ме­ра) и ха­рак­те­ри­зуе­мая как «на­ка­п­ли­ва­ние» (Т. Рай­ли), «по­сте­пен­ный про­цесс» (С. Райх), «ад­ди­тив­ность» (ко­гда ме­ло­ди­че­ская фи­гу­ра из 5–6 нот при­об­ре­та­ет разл. рит­ми­чес­кие очер­та­ния из-за до­бав­ле­ния или убав­ле­ния од­ной но­ты – Ф. Гласс). Ав­тор­ское «я» и идея опу­са от­ри­ца­ют­ся: про­из­ве­де­ние бла­го­да­ря за­ло­жен­но­му в не­го ал­го­рит­му су­ще­ст­ву­ет са­мо по се­бе, зву­ко­вые ком­би­на­ции соз­да­ют­ся и мно­жат­ся без вме­ша­тель­ст­ва и кон­тро­ля со сто­ро­ны ком­по­зи­то­ра. Фор­ма в муз. М. сво­дит­ся к по­сле­до­ва­нию функ­цио­наль­но и струк­тур­но то­ж­де­ст­вен­ных еди­ниц; ре­пе­ти­тив­ность, ва­ри­ант­ность, ком­би­на­то­ри­ка де­ла­ют му­зы­ку лег­ко вос­при­ни­ма­е­мой. Муз. вре­мя-по­ток бла­го­да­ря по­вто­ряе­мо­сти и яс­ной от­сле­жи­вае­мо­сти струк­тур­ных про­цес­сов по­ро­ж­да­ет но­вый тип слу­ша­ния – со­зер­ца­ние, транс, ме­ди­та­цию. Об­раз­цы М.: «In C» Рай­ли (1964), «Piano phase» Рай­ха (1967), «Му­зы­ка в две­на­дца­ти час­тях» Глас­са (1974). В амер. М. раз­ли­ча­ют­ся пе­рио­ды: экс­пе­ри­мен­таль­ный (Ла Мон­те Янг, круг Кей­джа, Дж. Шель­си; кон. 1950-х гг.), клас­си­че­ский (1960 – сер. 1970-х гг.) и т. н. по­стми­ни­ма­лизм (с сер. 1970-х гг.).

В ев­роп. му­зы­ке 1970–80-х гг. ми­ни­ма­ли­ст­ское пе­ре­жи­ва­ние вре­ме­ни со­че­та­ет­ся с ал­лю­зия­ми на гри­го­ри­ан­ский хо­рал, му­зы­ку Ре­нес­сан­са, ба­рок­ко, а так­же клас­си­ко-ро­ман­ти­че­ски­ми и ран­не­аван­гард­ны­ми идио­ма­ми. Сре­ди ком­по­зи­то­ров – Л. Ан­д­рис­сен («De Staat», 1976; «Го­кет», 1977), от­час­ти А. Пярт («Fratres», 1977), М. Най­ман, Л. Ша­ри, Ф. Ржев­ски, В. И. Мар­ты­нов («Лис­ток из аль­бо­ма», 1976; «Come in!», 1985), Н. С. Корн­дорф («Яри­ло», 1981), А. Ра­би­но­вич-Ба­ра­ков­ский («Му­зы­ка пе­чаль­ная, по­рой тра­ги­че­ская», 1976; «La belle musique № 4», 1987). М. ока­зал влия­ние на не­ком­мер­че­ские на­прав­ле­ния рок-му­зы­ки (К. Шуль­це, Б. Ино и др.).

Лит.: Mertens W. American minimal music. L., 1983; Бай­ер К. Ре­пе­ти­тив­ная му­зы­ка // Со­вет­ская му­зы­ка. 1991. № 1; По­спе­лов П. Ми­ни­ма­лизм и ре­пе­ти­тив­ная тех­ни­ка // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 1992. № 4; Strickland E. Minimalism: origins. Bloomington, 1993; Lo­visa F. R. Minimal-Music: Entwicklung, Kom­po­nisten, Werke. Darmstadt, 1996; Schwarz K. R. Minimalists. L., 1996; Potter K. Four musical minimalists: La Monte Young, T. Ri­ley, S. Reich, Ph. Glass. Camb., 2000; Ка­ту­нян М. И. Ми­ни­ма­лизм и ре­пе­ти­тив­ная тех­ни­ка. «Но­вая про­сто­та» // Тео­рия со­вре­мен­ной ком­по­зи­ции. М., 2007.

Вернуться к началу