МИНИМАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНИМАЛИ́ЗМ в музыке, метод композиции на основе простейших звуковысотных и ритмических ячеек – паттернов (моделей). Ими служат отд. звук, интервал, аккорд, краткая мелодическая попевка, ритмическая фигура, которые многократно повторяются – точно и/или вариантно (др. назв. этой техники – репетитивная). Термин «М.» (англ. minimal music) ввёл композитор М. Найман (1968), обозначив им радикальное направление «экспериментальной музыки» США, которое возглавлял Дж. Кейдж. В основе филос. и творч. концепции М. – идея эмансипации звука и статич. восприятие времени, чуждое экспрессивно-динамическому, психологич. переживанию времени в европ. муз. традиции 17–20 вв., но близкое архаическому и ср.-век. европ. мышлению, традиц. музыке Индонезии (гамелан), Тропич. Африки, Индии. Ключевой идеей М. стала статич. процессуальность, запечатлённая в «вертикальном времени» (выражение амер. композитора и теоретика Дж. Крамера) и характеризуемая как «накапливание» (Т. Райли), «постепенный процесс» (С. Райх), «аддитивность» (когда мелодическая фигура из 5–6 нот приобретает разл. ритмические очертания из-за добавления или убавления одной ноты – Ф. Гласс). Авторское «я» и идея опуса отрицаются: произведение благодаря заложенному в него алгоритму существует само по себе, звуковые комбинации создаются и множатся без вмешательства и контроля со стороны композитора. Форма в муз. М. сводится к последованию функционально и структурно тождественных единиц; репетитивность, вариантность, комбинаторика делают музыку легко воспринимаемой. Муз. время-поток благодаря повторяемости и ясной отслеживаемости структурных процессов порождает новый тип слушания – созерцание, транс, медитацию. Образцы М.: «In C» Райли (1964), «Piano phase» Райха (1967), «Музыка в двенадцати частях» Гласса (1974). В амер. М. различаются периоды: экспериментальный (Ла Монте Янг, круг Кейджа, Дж. Шельси; кон. 1950-х гг.), классический (1960 – сер. 1970-х гг.) и т. н. постминимализм (с сер. 1970-х гг.).
В европ. музыке 1970–80-х гг. минималистское переживание времени сочетается с аллюзиями на григорианский хорал, музыку Ренессанса, барокко, а также классико-романтическими и раннеавангардными идиомами. Среди композиторов – Л. Андриссен («De Staat», 1976; «Гокет», 1977), отчасти А. Пярт («Fratres», 1977), М. Найман, Л. Шари, Ф. Ржевски, В. И. Мартынов («Листок из альбома», 1976; «Come in!», 1985), Н. С. Корндорф («Ярило», 1981), А. Рабинович-Бараковский («Музыка печальная, порой трагическая», 1976; «La belle musique № 4», 1987). М. оказал влияние на некоммерческие направления рок-музыки (К. Шульце, Б. Ино и др.).