ГАМЕЛА́Н
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАМЕЛА́Н (яванск., от индонез. gamel – ударять, стучать), традиц. индонезийский оркестр и тип музицирования. Появившись на о. Ява, впоследствии распространился на Бали, Суматре и др. о-вах Малайского архипелага. В его состав входят в разных комбинациях разл. виды идиофонов (одиночные вертикально подвешенные гонги – агенг, сувукан, кемпул; неподвижно закреплённые кенонг, кетук, кемпьянг; наборы гонгов бонанг, талемпонг, рейонг; металлофоны гендер, сарон, слентем; ксилофоны гамбанг, ангклунг; тарелки роджех), мембранофонов (двухсторонние барабаны кенданг, кетипунг, батанган), струнных (смычковый ребаб, цитры качапи и целемпунг) и духовых инструментов (флейта сулинг), а также мужской и/или женский голос. Прототип Г. – набор бронзовых барабанов культуры Донгшон. Совр. инструментарий начал формироваться предположительно на рубеже 1–2-го тыс. н. э. (барельефы святилища Боробудур). К сер. 2-го тыс. н. э. (согласно текстам дворцовых хроник и эпоса) восходит обычай разделения Г. на 2 состава: «громкий» для сопровождения ритуалов и процессий на открытом воздухе (гонги, барабаны, гобои) и «тихий» для придворных церемоний (металлофоны, ксилофоны, флейты). Ок. 15 в. в центр. районах Явы оба состава были объединены в «большой» Г., который доныне считается классическим [существует в 3 видах: мунгганг, карабален, кодхок нгорек (букв. – кваканье лягушки)]; его основу составляют всевозможные гонги и мембранофоны, в Джокьякарте и Суракарте в старинный Г. входят также ксилофоны и металлофоны. В кон. 15 – нач. 16 вв. (гос-во Маджапахит) классич. центральнояванский тип Г. попал в зап. районы острова (сунданский Г.) и на о. Бали и приобрёл местные особенности. Сохраняется старинная система звукорядов пелог и слендро. Г. сопровождают храмовые ритуалы, религиозные процессии, представления театра кукол (ваянг-кулит и др.), женские танцы с пением, свадебные церемонии и др. Кроме того, они исполняют «чистую» музыку, предназначенную для ценителей. К 19 в. Г. стал ведущей моделью ансамблевого музицирования как в Индонезии, так и в Малайзии и на Филиппинах.
В 1-й пол. 20 в. на Яве и Бали насчитывались тысячи Г. Во 2-й пол. 20 в. традиция вышла за пределы Индонезии и Юго-Вост. Азии в целом, наборы инструментов вывезены в Великобританию, Сев. и Лат. Америку, Вост. Азию, Австралию и Новую Зеландию, Тропич. Африку, по моделям аутентичных инструментов в Зап. Европе и США изготавливаются новые. Проводятся междунар. фестивали музыки для Г. с участием ансамблей из разных стран.