О́ПУС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ПУС (лат. opus; букв. – труд, творение, сочинение; сокр. – ор.), 1) одно или неск. муз. сочинений (произведений) одного жанра, снабжённых порядковым номером (напр., Симфония № 5 op. 67 Л. ван Бетховена, 12 этюдов для фп. op. 25 Ф. Шопена). Первоначально (с кон. 16 в.) опусный номер проставлялся издателем. Со временем композиторы, отдавая сочинения в печать, стали сами присваивать своим сочинениям опусные номера. При издании сочинений из неопубликованного наследия композитора применяется лат. обозначение opus posthumum (букв. – посмертное сочинение; сокр. – op. posth.). Если публикация сочинений композитора начинается относительно поздно (напр., наследия Ф. Шуберта), опусные номера могут отражать порядок издания, а не создания сочинений. 2) В муз.-эстетич. смысле – тип воплощения композиторской (авторской) деятельности, сложившийся в Зап. Европе во времена позднего Средневековья и Возрождения. То же, что муз. произведение как факт свободного искусства (в отличие от внеличного анонимного музицирования в древних и традиц. культурах). Термин «опусная музыка» (нем. Opusmusik) предложен в 1970-х гг. Х. Г. Эггебрехтом. Осн. признаки произведения опусной музыки: замкнутость музыкальной формы, нотная фиксация, ориентированность произведения на выполнение определённых прикладных задач (публикация, исполнение на спец. сцене и др.). В рамках авангардизма создались предпосылки для разрушения опусной музыки, которые в условиях постмодернизма привели к актуализации идеи открытой формы.