Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ПУС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 304

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




О́ПУС (лат. opus; букв. – труд, тво­ре­ние, со­чи­не­ние; сокр. – ор.), 1) од­но или неск. муз. со­чи­не­ний (про­из­ве­де­ний) од­но­го жан­ра, снаб­жён­ных по­ряд­ко­вым но­ме­ром (напр., Сим­фо­ния № 5 op. 67 Л. ван Бет­хо­ве­на, 12 этю­дов для фп. op. 25 Ф. Шо­пе­на). Пер­во­на­чаль­но (с кон. 16 в.) опус­ный но­мер про­став­лял­ся из­да­те­лем. Со вре­ме­нем ком­по­зи­то­ры, от­да­вая со­чи­не­ния в пе­чать, ста­ли са­ми при­сваи­вать сво­им со­чи­не­ни­ям опус­ные но­ме­ра. При из­да­нии со­чи­не­ний из не­опуб­ли­ко­ван­но­го на­сле­дия ком­по­зи­то­ра при­ме­ня­ет­ся лат. обо­зна­че­ние opus posthumum (букв. – по­смерт­ное со­чи­не­ние; сокр. – op. posth.). Ес­ли пуб­ли­ка­ция со­чи­не­ний ком­по­зи­то­ра на­чи­на­ет­ся от­но­си­тель­но позд­но (напр., на­сле­дия Ф. Шу­бер­та), опус­ные но­ме­ра мо­гут от­ра­жать по­ря­док из­да­ния, а не соз­да­ния со­чи­не­ний. 2) В муз.-эс­те­тич. смыс­ле – тип во­пло­ще­ния ком­по­зи­тор­ской (ав­тор­ской) дея­тель­но­сти, сло­жив­ший­ся в Зап. Ев­ро­пе во вре­ме­на позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния. То же, что муз. про­из­ве­де­ние как факт сво­бод­но­го ис­кус­ст­ва (в от­ли­чие от вне­лич­но­го ано­ним­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния в древ­них и тра­диц. куль­ту­рах). Тер­мин «опус­ная му­зы­ка» (нем. Opusmusik) пред­ло­жен в 1970-х гг. Х. Г. Эг­геб­рех­том. Осн. при­зна­ки про­из­ве­де­ния опус­ной му­зы­ки: замк­ну­тость му­зы­каль­ной фор­мы, нот­ная фик­са­ция, ори­ен­ти­ро­ван­ность про­из­ве­де­ния на вы­пол­не­ние оп­ре­де­лён­ных при­клад­ных за­дач (пуб­ли­ка­ция, ис­пол­не­ние на спец. сце­не и др.). В рам­ках аван­гар­диз­ма соз­да­лись пред­по­сыл­ки для раз­ру­ше­ния опус­ной му­зы­ки, ко­то­рые в ус­ло­ви­ях по­стмо­дер­низ­ма при­ве­ли к ак­туа­ли­за­ции идеи от­кры­той фор­мы.

Лит.: Eggebrecht H. H. Opusmusik // Sweize­rische Musikzeitung. 1975. Jahrg. 115. № 1; Че­ред­ни­чен­ко Т. В. Тен­ден­ции со­вре­мен­ной за­пад­ной му­зы­каль­ной эс­те­ти­ки. М., 1989; Мар­ты­нов В. И. Зо­на opus posth, или Ро­ж­де­ние но­вой ре­аль­но­сти. М., 2011.

Вернуться к началу