Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́ГГЕБРЕ́ХТ ХАНС ГЕНРИХ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 213

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

Э́ГГЕБРЕ́ХТ (Eggebrecht) Ханс Ген­рих (5.1.1919, Дрез­ден – 30.6.1999, Фрай­бург), нем. му­зы­ко­вед, лек­си­ко­граф и пе­да­гог. Один из наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных нем. му­зы­ко­ве­дов 20 в. Из се­мьи еван­ге­лич. пас­то­ра. В 1937–38 учил­ся в пе­да­го­гич. ин-те в Хирш­бер­ге, там же всту­пил в На­цио­нал-со­циа­ли­стич. нем. со­юз сту­ден­тов, был ре­фе­рен­том по муз. во­про­сам в Гит­ле­рю­ген­де. С 1940 слу­жил в во­ен. по­ли­ции, по­сле на­па­де­ния Гер­ма­нии на СССР в со­ста­ве сво­его под­раз­де­ле­ния при­ко­ман­ди­ро­ван к 11-й ар­мии вер­мах­та, ок­ку­пи­ро­вав­шей Крым, с 1942 слу­жил в бое­вых час­тях, по­лу­чил тя­жё­лое ра­не­ние. В 1945–49 изу­чал му­зы­ко­ве­де­ние у Р. Мюн­ни­ха, Х. И. Мо­зе­ра и М. Шнай­де­ра в Вей­ма­ре, Бер­ли­не, Йе­не. В 1949 в Йен­ском ун-те за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию о М. Вуль­пиу­се – нем. ком­по­зи­то­ре кон. 16 – нач. 17 вв. С 1951 до кон­ца жиз­ни пре­по­да­вал во Фрай­бург­ском ун-те (с 1961 проф. и де­кан муз. ф-та), в 1955 там же за­щи­тил дис. «Ис­сле­до­ва­ния о му­зы­каль­ной тер­ми­но­ло­гии». Од­но­вре­мен­но в 1956–57 зав. ка­фед­рой му­зы­ко­ве­де­ния в Гей­дель­берг­ском ун-те. С 1964 гл. ре­дак­тор на­уч.-муз. ж. «Archiv für Musik­wissen­schaft». Осн. на­уч. ин­те­ре­сы: муз. тер­ми­но­ло­гия, муз. эс­те­ти­ка (в т. ч. про­бле­ма взаи­мо­свя­зи му­зы­ки и сло­ва), исто­рия и тео­рия му­зы­ки Зап. Ев­ро­пы, нем. му­зы­ка эпо­хи ба­рок­ко (в осо­бен­но­сти Г. Шют­ца), ис­то­рия ор­га­на. Гл. ре­дак­тор «сис­те­ма­ти­че­ско­го то­ма» (Sachteil) 12-го из­да­ния «Му­зы­каль­но­го сло­ва­ря» Х. Ри­ма­на (1967), ко­то­рый кар­ди­наль­но пе­ре­ра­бо­тал в час­ти тео­рии му­зы­ки. На про­тя­же­нии мн. лет со­труд­ни­чал с К. Даль­хау­зом, вы­сту­пил со­ав­то­ром по­пу­ляр­ной бро­шю­ры «Что та­кое му­зы­ка» (1985) и со­ре­дак­то­ром по­след­не­го из­да­ния сло­ва­ря Ри­ма­на (под назв. «Brock­haus-Riemann-Musiklexikon», 1978–89). В 1972–99 гл. ре­дак­тор мно­го­том­но­го «Сло­ва­ря му­зы­каль­ных тер­ми­нов» («Hand­wörterbuch der musikalischen Ter­minologie»), об­раз­цо­во­го с точ­ки зре­ния муз. лек­си­ко­гра­фии и ме­то­до­ло­гии ис­то­рич. изу­че­ния тер­ми­нов. Сре­ди уче­ни­ков – нем. му­зы­ко­ве­ды Ф. Ре­ков, Р. Бринк­ман, А. Рит­мюл­лер, П. Ан­д­раш­ке, ком­по­зи­тор В. Рим.

Соч.: Machauts Motette Nr. 9 // Archiv für Musikwissenschaft. 1962–1963. Bd 19–20; 1968. Bd 25; Musik im Abendland: Prozesse und Stationen vom Mittelalter bis zur Gegen­wart. Münch.; Z., 1996; Musik verstehen. Wilhelm­shaven, 1999.

Лит.: Analysen: Beiträge zu einer Problem­geschichte des Komponierens: Festschrift für H. H. Eggebrecht zum 65. Geburtstag. Stuttg., 1984 (Bibl.).

Вернуться к началу